Презумпция виновности
О проблемах судебной системы, о реформе органов прокуратуры, о популизме нынешних “реформаторов” пишет в своем блоге на сайте “Юридической практики» адвокат Игорь Фомин, член Высшего совета правосудия до октября 2019, основатель Адвокатского Объединения “Фомин и партнеры”.
Осенью прошлого года я досрочно уволился из ВСП. Уже не связанный обязательствами государственного чиновника, снова свободный адвокат я опубликовал ряд статей и дал публичные интервью о проблемах прежде всего судебной системы. Проблемы хронические и новые, которые возникли сейчас, после смены Президента нашей страны.
Я не претендую на истину или безошибочность своих доводов и суждений. Как практик, который начал свою работу секретарем в суде еще в 1976 году, я хочу поделиться своими взглядами на происходящее. Конец календарного года и начало нового — хороший повод посмотреть назад и постараться заглянуть вперед.
Начну с азов. Вспомним: система управления демократическим обществом основана на принципе разделения властей. Каждая вертикаль власти имеет свои задачи, но все вместе они создают внутреннюю конкуренцию не позволяющую монополизировать управление людьми в одних руках, — диктатуру. Судебная система как третья власть здесь несет ключевую нагрузку. Именно в ее ведении — равновесие между правами человека как личности и правами всех граждан страны — общественным интересом.
Законодательная власть определяет границы дозволенного. Эти границы не возникают ниоткуда, они основаны на опыте нескольких тысяч лет совместного проживания людей. Законодательные принципы обильно политы кровью и наиболее ярко, наверное, сформулированы в Декларации независимости США: «Мы считаем самоочевидной истину, что все люди созданы равными и Творец наделил их неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью». Мы все равны в своих правах, и никто не может быть дискриминирован в каждом из них.
Именно эту истину не слышат и не хотят знать нынешние «реформаторы». Бьющий по мозгу гипноз «борьбы с коррупцией» поразил куриной слепотой даже самые светлые и позитивно настроенные умы. Популизм правит дикий бал. Кричащие и бегущие задавили думающих. Политика разрушения проста и обманчиво обещает быстрые результаты. Но то, что можно разрушить за год, невозможно построить и за десятки лет. Яркий пример нашей истории — Советский Союз. Пятая в мире по экономике Российская империя так и не оправилась от разрушительной революции. В бывшей успешной стране до сих пор правят бал диктатура, нищета населения и тоталитаризм. Личность уничтожена и размазана в толпе. Гибели своих и чужих людей просто не замечают. Толпа же постоянно самовоспроизводится и восстанавливает необходимую лидерам популяцию.
У нас разрушение демократии как системы управления обществом начали с законодательной власти. Поскольку в обществе «… были сформированы представления о том, что депутатская неприкосновенность служит лишь механизмом ухода от ответственности для преступников и коррупционеров», все гарантии независимости депутатов уничтожили. Из Конституции и законов Украины убрали гарантии неприкосновенности. Щит от репрессии уголовного закона рухнул. По такой аргументации «реформаторов», избранный осенью этого года народом Украины Верховный законодательный орган виновен! Он априори состоит из преступников и коррупционеров! И следующий Верховный Совет тоже виновен и будет состоять из преступников и коррупционеров! Так стартовала презумпция виновности. Депутаты сами себя обвинили, признали виновными в коррупции и осудили лишением всех прав и гарантий свободного волеизъявления.
Результаты получили тут же. Проталкивают Закон с запахом обвинительного приговора: «О ликвидации коррупционной схемы в сфере регистрации отчетов по оценке недвижимости». Законом, а не приговором, обвинен и признан виновным! Попробуй-ка проголосовать против! И первый же сбой в голосовании на комитете порождает истерию и прямое уголовное преследование.
Специальная антикоррупционная прокуратура, вдумайтесь, самостоятельно обнаружила вероятное преступление! Как можно обнаружить вероятное? О вероятном можно только гадать. Итак, имеем вероятное преступление, в котором назначены вероятные преступники — народные депутаты Украины! Допрашиваются вероятные преступники вероятного преступления детективами как свидетели! Бог ты мой. Их допрашивают о мотивах голосования, и плевать на Конституцию, которая это прямо запрещает. Депутаты проводят в отношении себя экспертизы с применением детектора лжи. Правосудие пало. Его законы мертвы. Нет ничего, кроме пиара, дешевых манипуляций и празднующей бал презумпции виновности.
Зал Верховного Совета этот закон голосует уже привычно безропотно. Разделенные на отделения и взводы депутаты большинства маршируют по предписанному курсу. Дальше еще веселее. Узаконивается грабеж имущества без признания лица виновным. Живут специальные конфискации, гражданские и уголовные, придумали грабеж имущества заведомо невиновных — «третьих лиц», требования «общественников» о тотальной слежке с применением специальной техники, закон, по которому адвокаты должны нарушать адвокатскую тайну и доносить на своих клиентов.
Сплетни и слухи заменили доказательства, обвинения и приговоры. Пасквилянты ежеминутно и безнаказанно плюют в каждого. Ведра ликующих «общественников» всегда наполнены грязью, которой они щедро плещут во все стороны! Царит безответственность обвинений против любого, эфир заполняет в большинстве пустая и наглая ложь.
Следующий шаг, который шокировал, — «судебная реформа». За этим звучным названием прячется элементарная кадровая чистка со сталинским душком. Источником для кадровых решений и человеческих судеб становятся анонимки, сплетни и доносы. Мало того, доносчику законом предлагается премия за счет потенциальных жертв. Какое поле в головах наших граждан удобряют таким образом и какой в дальнейшем ждут урожай? Какие уродливые душонки поощряются в своих паршивеньких делах?!
Во время своей краткой карьеры в Высшем совете правосудия я получил материал в отношении гражданина, который с завидным усердием четыре года строчил жалобы на судей. Результат письменности одного сутяги — 304 жалобы. Все они были изучены и рассматривались членами ВСП разных каденций. Все без исключения 304 пустые кляузы изливающего потоки желчи человека. Высший совет правосудия тогда принял решение не рассматривать жалобы этого лица в течение года. Теперь же разрешены анонимки!!! Можно легко представить себе радостное лицо нашего героя. Будет чем заниматься сотрудникам и членам ВСП, воруя свое время от решения насущных вопросов судебной системы страны. Еще новелла. Извне вводят «особых уполномоченных» в состав высшего судебного органа. Прямо комиссары при СССР. Их слово определено законом как решающее для будущих чисток. Рушим дальше и немедленно! Машина не должна думать, как говаривал товарищ Хрущев, машина должна ехать. Спасибо хоть не расстреливать, как в те славные времена.
Далее «реформаторский» закон предусматривает увольнение половины судей Верховного Суда. Какой он после этого Верховный? Но под каток будущего увольнения попадают все. Наплевать на решение Венецианской комиссии Совета Европы, на решение ЕСПЧ в отношении похожего вмешательства в судебную власть в Польше. Позиция самих судей вообще никого не интересует. Результат таких «реформ» очевиден — уничтожение независимости судебной системы власти. Авторы таких «реформ» скромно молчат о себе, но их стиль уже реализован в прокуратуре.
Точных цифр у меня нет. Но, как следует из опубликованных, сегодня уволены или ушли сами почти половина прокуроров Украины (взял из статьи уважаемого мной коллеги Алексея Баганца). Для меня это не реформа, а геноцид по профессиональным признакам. Скрытая люстрация, которую протолкнуть через закон не удалось. Если учесть статистику ЕРДР, по которой в год регистрируется почти миллион уголовных производств, можно легко представить себе будущую «эффективность» новообразованного офиса Генерального прокурора.
Дискриминация любых прав — это насилие. Насилие над людьми не дарит сторонников, а плодит ненавидящих власть противников. Штыками можно добиться многого, но сидеть на них неудобно, говорил князь Талейран. Для того чтобы сформировался профессиональный обвинитель или защитник, необходимо 5–7 лет постоянной аналитической и практической работы в расследовании и суде. Должны быть еще природные способности у человека. Разгром и чистки Шерлока Хомса не воспитают! Найти преступника — тяжелая и высокоинтеллектуальная работа. Доказать виновность или невиновность человека в суде — это и страсть, и талант. Разруха породит исключительно бедность и зависть. Строить будущее способны только созидатели.
Критиковать способны все. Но что делать? Как справиться с прогнившей от коррупции, словно старые «жигули», страной. Скажу свою точку зрения, с которой могут не согласиться многие. Не разрушать и выгонять, а доверять. Мир людей держится на доверии. Доверие людей формирует правительства и избирает президентов. Доверие к деньгам, которые на 90 % не существуют физически, а просто запись на удаленном сервере создает и позволяет жить мировой экономике. Доверие к идее создает политику, что все обладают равными правами, демократию. Банк, которому доверяют клиенты, несокрушим, но стоит распустить слухи о его неплатежеспособности, и он мгновенно рухнет.
Доверие к судье распространится и на решение, которое он или они вместе постановили. Доверие к судьям распространится на всю систему правосудия. Это придаст уверенности тем, кто должен защитить свои права в суде, простым гражданам, бизнесменам и иностранным инвесторам. Тогда наша страна не будет продолжать жить в стрессе постоянных революций, шуме и крике бесталанных «борцов с коррупцией». Наказывать надо не судей и прокуроров профессиональным геноцидом, а конкретного виновного в проступке или преступлении человека, кем бы он ни был и какое бы место в обществе ни занимал. Нельзя постоянно не общаться с руководством судебной системы власти в поиске решений наших общих проблем. Тем более что большинство из них были избирателями Президента страны.
Наша система правоохранительная. Для понимающих ее суть она охраняет, а не нарушает права людей!!! Ветвь власти судебная. Только полученный в конкуренции обвинения и защиты приговор или решение суда определяет виновность человека и применяет репрессию закона. Я не верю, что честный и, как мне кажется, немного романтичный Президент согласился 5 лет управлять страной для того, чтобы похоронить независимость законодательной и судебной власти. За действующего Президента голосовали 75 процентов граждан Украины, такого в истории не было. И теперь главная тяжесть на его плечах — он гарант конституционных прав всех граждан Украины, в том числе и тех, кто работает судьями и прокурорами, адвокатами и детективами. Еще в Древнем Риме знали, что nemo est supra leges — «никто не выше Закона»!