Новости из США. 26-31 августа 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях в США и о раскладах на выборах, которые находятся в центре постоянного внимания американских СМИ.

Кратко о последних новостях.

 В субботу в США произошла очередная стрельба со множеством жертв. Неподалеку от города Одесса в западном Техасе два полицейских попыталась остановить на шоссе водителя за нарушение правил движения. Водитель в ответ открыл из окна машины огонь по полицейским, ранив одного из них, и рванул в город Одесса. В городе водитель стал ездить от одного торгового центра к другому и стрелял из своего автомобиля по людям, находившимся рядом. Затем он оставил свою машину и угнал почтовый фургон, на котором поехал к местному кинотеатру. Там, на стоянке перед кинотеатром, он вступил в перестрелку с преследовавшими его полицейскими. В ходе перестрелки преступник был полицейскими убит. Итог всего этого очень печален. 5 человек убито, 21 ранен. Стрелявший – белый мужчина, в возрасте около 35 лет. Его мотивы неизвестны. Замечу для тех, кто убежден, что всеобщее ношение оружия предотвращало бы такие преступления. В техасской провинции оружие есть практически у всех. Я там жил и просто об этом знаю по опыту тамошней жизни. Там оружие можно открыто носить, даже на территории университетских кампусов. Но теория, неизвестно кем и кода придуманная, не работает на самом деле на практике. Преступники стреляют, а среднестатистические граждане – нет.

 Ураган Дориан несколько изменил свое направление. Он сильно ударил по Багамским островам, а затем развернулся на север, после чего по прогнозам повернет на северо-восток. Поэтому, хотя он и пройдет вдоль Флориды, но скорее всего вызовет очень сильный дождь и ветер только на восточном побережье, затем переместится в Джорджию, Южную и Северную Каролины, Вирджинию, где также его удар придется по побережью. Поскольку ураган будет двигаться над океаном вдоль побережья, угроза от него исходит именно прибрежным районам. Также, поскольку основное его движение происходит над океаном, он продолжает подпитываться энергией от перегретой воды в океане и усилился сегодня до пятой категории.

 По поводу замораживания Трампом денег на военную помощь Украине никаких новостей нет. Они остаются замороженными.

 Ну, а теперь о том, о чем я обещал написать раньше. О раскладах на выборах в США. Президентские выборы и выборы в Конгресс 117-го созыва, в ходе которых будет переизбираться полностью Палата Представителей и треть Сената, состоятся 3 ноября 2020 года.

 Выборы президента.

 Меня немного иногда удивляет, когда кто-то до сих пор сомневается, что кандидатом республиканской партии будет Трамп. Согласно опросу службы Гэллап, проводившемуся с 1 по 14 августа, Трампа по-прежнему поддерживают 88% рядовых республиканцев. Этот уровень поддержки не меняется (иногда колебания +-1-2%, то есть в пределах статистической погрешности). Поскольку именно рядовые зарегистрированные члены партии и избирают кандидата в президенты на праймериз, совершенно невозможно, чтобы они избрали при такой популярности Трампа кого-то другого, даже если у Трампа появятся соперники (о желании побороться с президентом на праймериз заявили бывший губернатор Массачусетса Уэлд и бывший конгрессмен Уолш, но им будет чрезвычайно трудно собрать хотя бы какие-то значимые деньги для ведения кампании).

 За выдвижение в президенты от демократической партии продолжают борьбу 20 кандидатов. 10 из них выполнили условия для участия в третьем раунде теледебатов 12 сентября в Хьюстоне (условия эти – наличие минимум 130 тысяч уникальных индивидуальных финансовых доноров и популярность не менее 2% в общенациональных опросах среди зарегистрированных демократов, проводимых четырьмя социологическими службами, признаваемых Национальным комитетом демократической партии). На сегодняшний день самым популярным кандидатом у демократов является бывший вице-президент Джо Байден (30-32%). Далее идут сенаторы Берни Сандерс (от 15 до 24% по разным опросам) и Элизабет Уоррен (от 14% до 19% по разным опросам), сенатор Камала Харрис (7-10% по разным опросам), мэр Пит Бутиджадж (5-6%). Остальные кандидаты из первой десятки отстают и набирают по опросам 2-4%. Байдена поддерживают избиратели более умеренных взглядов, большинство людей среднего и старшего возраста и большинство афроамериканцев. Сандерс и Уоррен популярны среди молодых избирателей и избирателей, придерживающихся более левых политических взглядов. Все кандидаты ведут активную кампанию, в первую очередь в штатах, где пройдут первые праймериз, которые очень важно выиграть, поскольку их результаты влияют на настроения людей в других штатах и на возможности собирать деньги на очень дорогостоящую предвыборную кампанию. Праймериз начнутся в феврале и будут проходить по очереди во всех штатах.

Выборы президента, как известно, не являются прямыми. Они проводятся в каждом штате отдельно, и итоги всеобщего прямого голосования в каждом штате подводятся отдельно. Президента затем избирает Коллегия выборщиков, которая формируется по следующему правилу. В нее входит от каждого штата столько выборщиков, сколько депутатов представляет этот штат в Конгрессе США (то есть, количество членов Палаты Представителей от штата, пропорциональное численности населения штата плюс два по числу сенаторов от каждого штата). Согласно 23-й поправке к Конституции США, федеральный округ Колумбия (то есть по сути столица страны Вашингтон) должен быть представлен в Коллегии числом выборщиков, не превышающим минимальное число выборщиков от штата. Это число равно трем (например, Монтана, Южная и Северная Дакоты, Вайоминг, Аляска имеют в коллегии выборщиков по три представителя. Эти штаты имеют в Палате Представителей по одному представителю, но имеют по два сенатора, как и все остальные штаты). Таким образом, число выборщиков в Коллегии равно 538 (435 по числу членов Палаты Представителей, 100 по числу сенаторов и 3 от округа Колумбия). С некоторой очень небольшой долей упрощения мы можем считать, что если кандидат в президенты победил в каком-то штате, то все выборщики от этого штата должны обязательно проголосовать за него на выборах президента в Коллегии выборщиков. Упрощение связано с тем, что, например, в штатах Небраска и Мэн голоса выборщиков распределяются не по результатам выборов в штатах в целом, а по результатам выборов в отдельных избирательных округах этих штатов по выборам в Палату Представителей. Также в одних штатах закон обязывает всех выборщиков голосовать так, как проголосовало большинство населения штата, а в других – не обязывает. Однако, в силу традиции выборщики из всех штатов за редкими единичными исключениями, никогда не влиявшими на суммарный итог, голосуют так, как проголосовало большинство избирателей их штатов.

 Таким образом, чтобы набрать в коллегии выборщиков из 538 человек большинство голосов, нужно иметь поддержку минимум 270 выборщиков. Потому предвыборная президентская кампания часто называется «Путь к 270-ти».

 Теперь о том, каковы расклады. В силу произошедшего в США в конце 80-х – начале 90-х годов очень резкого разделения страны на устойчиво «синие» штаты, поддерживающие на всех президентских выборах демократов (это в первую очередь штаты, где есть большие города, население которых преобладает над населением маленьких городков и провинции или где, условно говоря, городское население преобладает над провинциальным) и устойчиво «красные» штаты, поддерживающие на всех президентских выборах республиканцев (в этих штатах, соответственно, численность населения маленьких городков и провинции выше, чем численность городского населения), итоги выборов в большинстве штатов можно с очень большой вероятностью предсказать безошибочно. Есть, однако, не красные, не синие, а так называемые «пурпурные» штаты, где у избирателей нет устойчивых политических симпатий. Они голосуют то за республиканцев, то за демократов. И именно эти штаты решают исход президентских выборов. Так будет и в 2020 году.

 Мы можем с вероятностью, очень близкой к единице, прямо сейчас предсказать, сколько голосов выборщиков в Коллегии получит Трамп и сколько условный кандидат от демократической партии, просто просуммировав число выборщиков в устойчиво красных и устойчиво синих штатах. Итак, Трамп ожидаемо выиграет в Айдахо (4), Монтане (3), Северной Дакоте (3), Вайоминге (3), Южной Дакоте (3), Небраске (5), Юте(6), Канзасе (6), Оклахоме (7), Техасе (36), Арканзасе (6), Луизиане (8), Миссисипи (6), Алабаме (9), Южной Каролине (9), Теннеси (11), Миссури (10), Кентукки (8), Западной Вирджинии (5), Аляске (3), добавим сюда с очень большой вероятностью Индиану (11) и Джорджию (16). Таким образом, Трамп практически гарантированно получит 178 голосов в коллегии выборщиков.

 С такой же вероятностью, очень близкой к единице, кандидат от демократической партии ожидаемо выиграет в Калифорнии (55), Орегоне (7), Вашингтоне (штате, 12), Нью-Мексико (5), Колорадо (9), Неваде (6), Иллинойсе (20), Миннесоте (10), Нью-Йорке (29), Вермонте (3), Мэне(4), Нью-Хэмпшире (4), Массачусетсе (11), Род-Айленде (4), Коннектикуте (7), Нью-Джерси (14), Делавэре (3), Мэриленде (10), Вирджинии (13), Гавайи (4), округе Колумбия (в столице Вашингтоне, 3). Таким образом, кандидат от демократов практически гарантированно получит 233 голоса в коллегии выборщиков.

 А вот в остальных восьми штатах будет вестись основная реальная борьба за голоса избирателей. Потому что исход выборов в них непредсказуем. Это, прежде всего, штаты Среднего Запада: Висконсин (10), Мичиган (16), Пенсильвания (20), Айова (6), Огайо (18). А также Аризона (11), Флорида (29), Северная Каролина (15). Во всех этих восьми штатах в 2016 году выборы выиграл Трамп. Это и принесло ему победу.

 В силу всего сказанного общенациональные опросы общественного мнения лишены практического смысла. Исход выборов будет полностью определяться в восьми «пурпурных» штатах.

 Из приведенных раскладов видно, что кандидату демократов для победы на выборах необходимо добавить к практически гарантированным 233 голосам выборщиков еще минимум 37 голосов. Для этого нужно выиграть выборы по крайней в любых трех штатах из восьми перечисленных (если в число этих трех не входит Айова). Если кандидат от демократов выиграет выборы в Айове, то ему (ей) для победы нужен будут еще минимум 31 голос выборщиков, которые можно набрать, выиграв в двух больших или любых трех из остальных «пурпурных» штатов. Для практически гарантированной победы на выборах кандидату от демократов нужно выиграть в любых четырех из восьми перечисленных штатов.

 Трампу для победы нужно набрать в этих восьми штатах минимум 92 голоса выборщиков. Для этого ему нужно выиграть минимум в пяти из восьми штатов, дающим в сумме более 92 голосов выборщиков (не все возможные комбинации из пяти штатов, очевидно, дают необходимое число голосов). Даже победа в шести штатах из восьми тоже не гарантирует Трампу победу, если в число шести не попадут, например, Флорида и Пенсильвания или Огайо и Пенсильвания.

 Поэтому, когда вы оцениваете шансы кандидатов на победу, нужно очень четко понимать одну вещь. Исход выборов решится в перечисленных восьми «пурпурных» штатах. Победит тот кандидат, который сумеет убедить избирателей именно этих штатов в том, что он (она) лучше сможет представлять их интересы и обеспечить выполнение их пожеланий. И поэтому интерес представляют не общенациональные опросы общественного мнения, а опросы именно в этих восьми штатах.

 Такие опросы проводятся. Если бы выборы состоялись сейчас, то по данным сайта Real Clear Politics, представляющим данные разных опросов, например, в Мичигане Байден бы победил Трампа с перевесом в 10%, Сандерс бы выиграл с перевесом в 4%, Уоррен – с перевесом в 6%, Харрис – с перевесом в 3%. В Аризоне Байден бы выиграл с перевесом в 2%, остальные демократические кандидаты проиграли бы там Трампу. В Северной Каролине Байден бы победил Трампа с перевесом 8%, Сандерс – с перевесом в 4%, Уоррен – с перевесом в 1%. Остальные демократические кандидаты проиграли бы там выборы. Это результаты опросов, проводившихся с 9 по 28 августа. И чем далее страна будет погружаться в предвыборную кампанию, тем более будут важны результаты именно этих, локальных, а не общенациональных опросов (еще раз – последние ничего реального не показывают в силу особенностей системы выборов).

Теперь о выборах в Сенат. В 2020 году должны были переизбираться 34 сенатора. Поскольку на уходящей неделе республиканский сенатор Айсакосон из Джорджии заявил об уходе в конце этого года в отставку по состоянию здоровья, то в Джорджии состоятся, кроме очередных выборов (переизбирается сенатор Перду), и внеочередные – будет избираться сенатор на место уходящего на пенсию Айсаксона. Таким образом, пройдут выборы не 34, а 35 сенаторов.

 Из этих 35 сенатских мест в настоящее время 23 принадлежит республиканцам и 12 – демократам. В нынешнем составе Сената республиканцы имеют большинство 53-47.

 Контроль над Сенатом очень важен. Кроме осуществления законодательной деятельности, Сенат утверждает назначения всех министров, генпрокурора, директоров всех федеральных агентств и их заместителей, послов. Сенат утверждает судей федеральных судов всех уровней вплоть до Верховного Суда. Повестка дня Сената и всех его комитетов полностью контролируется большинством. Лидер фракции большинства по сути может решать сам, что включать в повестку дня Сената, а что не включать. Как и председатель любого комитета определяет повестку дня работы комитета. Поэтому, если президент не имеет большинства в Сенате, ему крайне затруднительно как проводить любые назначения, так и продвигать законы, которые он полагает нужным принять.

 Теперь о раскладах на выборах в Сенат. Можно с очень большой вероятностью предположить, что демократы без проблем смогут отстоять 11 своих мест из 12-ти. Демократическому сенатору Дагу Джонсу предстоит очень серьезная и тяжелая борьба за переизбрание в Алабаме, в штате, уже почти 30 лет устойчиво «красном», в котором Джонс, тем не менее, сумел выиграть в 2017 году внеочередные выборы в Сенат на место, освободившееся после того как Сешанс стал генпрокурором. Остальные 11 сенаторов-демократов переизбираются в «синих» штатах, где они к тому же очень популярны.

 Можно с очень большой вероятностью предположить, что республиканский сенатор Гарднер проиграет выборы в Колорадо. После того как бывший губернатор этого штата демократ Джон Хикенлупер заявил о выдвижении своей кандидатуры в Сенат от Колорадо, шансов у Гарднера отстоять свое сенатское место очень мало. Хикенлупер очень популярен в Колорадо и по опросам опережает Граднера устойчиво более чем на 10%. Серьезная борьба за сенатское место ожидается в штатах Мэн (где переизбирается сенатор Сюзан Коллинс, ее соперницей скорее всего будет демократ, спикер штатной Палаты Представителей Сара Гидеон) и Аризона (где будет переизбираться сенатор Максалли, назначенная губернатором на место сенатора Маккейна. Очень серьезную конкуренцию ей составит бывший астронавт демократ Марк Келли). Также острая борьба будет в Северной Каролине, где переизбирается республиканский сенатор Том Тиллис. Это «пурпурный» штат. Как он проголосует в следующем году, сказать трудно. В связи с тем, что в Джорджии будет избираться сразу два сенатора, для демократов это открывает неожиданную возможность побороться за место уходящего из Сената Джонни Айсаксона в целом в «красной» Джорджии, в которой, однако, перевес республиканцев на выборах и 2016 года (президентских) и 2018 года (губернаторских) был незначительным по сравнению с выборами 2012 и 2014 годов.

 Интересно, что в очень «красном» штате Кентукки, где переизбираться в Сенат предстоит лидеру республиканского большинства Митчу Макконнеллу, ему бросила очень смелый вызов бывшая военная летчица, пилот истребителя Эми Макграф, которая выставила свою кандидатуру от демократической партии.

 В остальных штатах, где переизбираются республиканские сенаторы, у них достаточно прочные позиции, поскольку штаты «красные». Однако многое будет зависеть и от того, как будут голосовать избиратели на президентских выборах, ведь выборы будут проходить одновременно. Также нужно принимать во внимание, что в год президентских выборов явка избирателей всегда выше. А в прошлый раз все ныне переизбираемые сенаторы проходили выборы в 2014 году, когда были только промежуточные выборы в Конгресс, и явка на выборы тогда была очень низкой. Высокая явка обычно означает больше голосов, отданных за демократов. Республиканские избиратели из провинции дисциплинированнее участвуют в выборах.

 Таким образом, демократы с очень большой вероятностью отберут у республиканцев сенатское место в Колорадо, имеют высокие шансы побороться за места в Сенате в штатах Мэн, Северная Каролина, Аризона и Джорджия. В свою очередь им предстоит борьба за сохранение своего сенатского места в Алабаме. Это говорит о том, что шансы на то, чтобы получить минимальное большинство в Сенате у демократов есть. Они будут выше, если колеблющиеся избиратели решат также голосовать за кандидата демократов на президентских выборах и если явка будет высокой.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Поскольку политические каникулы в США продолжаются до 9 сентября, а также в связи с тем, что я буду сейчас изрядно занят работой, следующий дайджест будет через три недели. Если смогу и будут важные новости, то – через две.

Об очень важных новостях буду, как обычно, периодически сообщать, если и когда они будут.

Автор