Тайны сталинской индустриализации
Странно, но в СССР не было выпущено ни одной сколько-нибудь серьезной монографии по истории индустриализации. Хотя, казалось бы, отличная тема для любого исследователя. Хренадцатый год после революции, молодая и гордая республика в кольце врагов, трудовой подвиг советского народа как уникальной исторической общности, невиданный экономический рывок, миллионы стахановцев и других ударников соцтруда верхом на комбайнах и тракторах… Да это же готовое многотомное подписное издание! Подарочное, иллюстрированное, вот это вот все. А там, глядишь, и до Ленинской премии недалеко.
Правда, сразу возникла бы масса нюансов. Причем нюансов, которые подтверждались официальными документами. Советскими, самыми правдивыми в мире. Почти все промышленные гиганты, построенные при Сталине, были спроектированы американскими и европейскими империалистами. Оборудование также было преимущественно американским и европейским (большей частью немецким). На заводах массово работали иностранные специалисты, – навскидку, главным инженером на Челябинском цинковом заводе был американец. Плюс СССР размещал в США облигационные займы под залог имущества железных дорог, медеплавильных заводов, далее везде.
А в середине тридцатых годов в промышленности потоком пошли репрессии. Причем сажали и стреляли не только простых работяг, но и специалистов первой величины. Достаточно вспомнить того же Якова Гугеля. Начальник строительства Магнитогорского меткомбината, “Азовстали”, Мариупольского новотрубного завода – расстрелян в тридцать седьмом году. На одном из крупных уральских заводов за пару лет сменилось около дюжины директоров. Директоров двух меткомбинатов вообще “потеряли” – документы по ним странным образом испарились из архивов. Инженеров, обученных американцами и немцами, расстреливали как монголо-татарских шпионов; тех, кому повезло больше, отправляли валить лес в тайге. При этом в довоенной советской промышленности был колоссальный кадровый дефицит! С другой стороны, даже Иван Тевосян – первый замнаркома оборонной промышленности СССР, лично знакомый со Сталиным, буквально чудом избежал ареста. Впрочем, муж его сестры, Левон Мирзоян, был репрессирован и расстрелян в Лефортовской тюрьме.
Качество продукции, трудовая дисциплина, процент брака – вообще отдельная песня. В общем, зрада на зраде сидит и зрадой погоняет. И, повторюсь, при этом всё подтверждается официальными документами. Как, спрашивается, такое издавать? То-то же.
На фото: Челябинский тракторный завод в 30-е годы ХХ ст.
Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Часть I
Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Часть II