О дешевой рабочей силе
К сегодняшней теме о дешевой рабочей силе. У меня есть одна знакомая, которая ̶р̶а̶б̶о̶т̶а̶е̶т̶ ̶з̶а̶ получает зарплату в восемьдесят долларов. Да, в Киеве. Нет, не государственный и не муниципальный сектора. Работает так себе, плохонько работает, и, похоже, догадывается об этом. Впрочем, в частных беседах она иногда вдается в мечтания о том, как работодатель “даст ей” зарплату в… ну пять, или семь тысяч гривен, и тогда она… Ну, на ее взгляд, тогда она свернет горы. Ну а на мой взгляд – даже если в ее жизни произойдет подобное чудо, в долгосрочной перспективе ничего не поменяется. Потому что если человек не работает хорошо за две тысячи гривен, то не будет он хорошо работать и за двадцать две. Потому что не умеет и не привык. Да и не знает как, кстати (надо же, это тоже нужно знать). Есть исключения, прозрения, озарения, да. Но это процессы как правило связанные с внутренними эволюциями в голове человека, а не с внешними колебаниями размера оплаты его труда.
У очень многих украинцев, к сожалению искажено восприятие логической цепочки “труд-результат”. Почему-то (впрочем, ясно почему) принято считать, что сначала работодатель “должен дать достойную зарплату” (это уже сакрализированная идиома), а уж затем работник снизойдет до повышения своей производительности – если захочет, да. Он же Пролетарий, он же Хозяин Заводов. Он же и так тяжело трудится. Вот только нихрена. Это так не работает. Это работает совсем по другому – ты работаешь, как проклятый, потом еще, потом еще чуть-чуть, и еще, потом ты работаешь уже как дважды проклятый – а в процессе учишься, растешь, берешь ответственность, проявляешь инициативу, и в итоге, если ты будешь достаточно хорош – тебя будут покупать дороже. Потому что ты себя капитализируешь и будешь стоить больше. Ну, это в случае, если твой работодатель не дурак. Если дурак – тебя купит другой. Можно плеваться на жестокую эксплуатацию, только от этого законы природы не поменяются. Не хочешь быть эксплуатируемым – эксплуатируй. Выбор простой. Кстати, для тех кто застрял в Надежде Крупской: эксплуатация – слово не ругательное.
В национальном масштабе ситуация равным счетом такая же. Украинцам стоить припрятать поглубже свои неуместные амбиции, гордость и кривые самоуспокоительные стереотипы о себе же самих – и радоваться каждому инвестору (в том числе и внутреннему), который готов придти в его город или село ради дешевой рабочей силы. Почему? Потому что в национальном масштабе у нас нет больше ничего, что мы можем предложить высокотехнологичному (ну хоть сколько-нибудь высокотехнологичному) инвестору в качестве конкурентного преимущества перед такими же людьми из Польши, Румынии, Словакии или Азии. Да, он придет сюда зарабатывать. И если уж мы и вправду такие умные, как привыкли о себе думать, то в то время, пока он будет зарабатывать на нас – мы будем зарабатывать на нем. Нет, не деньги, а опыт, навыки и правильное, а не совковое восприятие мира. И со временем, если мы будем достаточно хороши – нас будут покупать дороже. Или даже мы будем покупать – других. Но со временем. После долгих лет тяжелого труда, а не просто так, вот сейчас, под мечты и хотелки.
Можно до боли в шее кивать на страны, где все несколько иначе. Но следует помнить, что это “иначе” не материализовалось из вакуума вселенной, а стало результатом тяжелого, изнурительного труда многих поколений. Все, кто сейчас наверху, так или иначе прошли похожий путь. А для нас вопрос лишь в том, пройдем мы его вслед за ними или останемся там, где есть – по уши в грязи и необоснованной гордости. Неприятная перспектива, да. Что первый вариант (тяжело), что второй (неприемлемо). Но именно такова пространственно-временная диспозиция для тех, кому повезло жить в Украине на стыке тысячелетий.
Наш ход, друзья.