Белый, серый и черный сектора условного производства
Насчет определений.
На простом примере, что такое белый, серый и черный сектора в условном производстве. Именно в производстве и именно на практике. И в теории.
Белый сектор – это вполне легальная белая фирма, в стабильной юрисдикции на вполне реальном производстве, имеющем все необходимые сертификаты, ISO, экспортно-импортные контракты, почти целиком белую бухгалтерию и дозволенные своей юрисдикцией и зазорами между всеми доступными оперативными юрисдикциями способами белой оптимизации налогообложения. У вас белые зарплаты, белая охрана труда, реальные отчисления и даже роялти у вас не вывод капитала, а реальные выплаты за реальные патенты (то, что вы там накрутили, – это, ну, уж кому повезло), т.д. Ну, и понятно технологии, станки, сервис и т.д. Это вы, значит, открыли завод Сандоры в Украине, и вы – молодец. Менеджмент может конечно и левачить, но это собственниками\соинвесторами не поощряется, и за это делают атата. Ну, должны делать.
Серый сектор – это когда производство у вас есть, и даже, возможно, есть ISO на нем, но сырье на приход вы ставите левое, хитрым образом его легализуя. Иногда даже сырье на приход идет не всё, а часть цикла у вас идет леваком полным и леваком же реализуется, и его легализация лежит на чьих-то еще плечах. С налогами как повезет, но с учетом того, что первая же проверка вас вставит, вы стараетесь перед налоговой показывать какую-то норму прибыли и платить с оборота какой-то нормальный процент Это вы, скажем, открыли фабрику по отшиву чего-то, и у вас и сырье полунепонятно откуда, и объем реального выпуска продукции существенно превышает номинально декларируемый. Ну, или всякие такие комбинации. Мораль в том, что вы как бы существуете и даже что-то производите, и даже продаете, и, возможно, даже в белую, но полностью всё декларировать или невозможно из-за формата рынка (нет белого сырья, например), или невозможно из-за формата разрешительной системы и налогообложения, или для вас дорого, или вообще просто не хотите, и всё тут.
Черный сектор. Тут все просто. Вас не существует, или на бумаге вы существуете, но вообще занимаетесь не тем, не тут и не тогда. Отгружаете вы все за нал или по хитрым системам взаиморасчетов\взаимозачетов. Девять десятых карьеров или какой-либо добычи от песка до ферросплавов в нашей стране. Копанка легализуется через хозшахту, часть карьерной добычи вообще никак или фиктивными импортными контрактами, например. Сотрудники черные, крыша красная или синяя, деньги наличные, автоматчики бодрые, бронежилет неснимаемый, мерседес бронированный и так далее. Если не добыча, то переработка того, что добыто, или того сырья, что украдено где-то еще. Инвестиции в основные средства отсутствуют, или эти средства лучше вообще у кого-то отжать, или на государственных.
Как это на практике, например, в Китае лет десять-пятнадцать назад, допустим.
Есть завод с иностранными инвестициями и западные технологии. Есть контроль входящего сырья, местные сотрудники, часть не местного менеджмента, айсо, роялти, разрешения от властей и так далее. Все белее белого.
Завод работает год, западные менеджеры потихоньку отчаливают на родину или в другие бантустаны, местные работники растут до менеджеров. Рано или поздно местный менеджмент договаривается с западным методом организации отката о том, что фабрика начнет работать еще одну смену. И делать больше флешек Сони или спортивных костюмов Найк, но уже себе в карман. С сотрудниками договариваются, сырье начинают леваковое гнать или организуют на основном производстве усушку\утруску входящего. Реализация методом отправки на седьмые километры по всему миру.
Проходит еще какое-то время. На белом производстве списывают оборудование и ставят новое. Местный менеджмент договаривается уже с местными властями, что черный клон белой фабрики со списанным оборудованием начинает работать через забор от нее, на том же оборудовании и с частью сотрудников белой фабрики, которые уже уволились. Сырье вообще левое, реализация левая, потому что качество падает до 3,14еца, фабрика по документам проходит как склад, арендуемый белой фабрикой. Самый идеальный вариант – когда фабрику вообще списывают и продают целиком, вместе лицензиями и документами, но без торговой марки. Тогда она по документам может быть обанкрочена, а по факту работать на секретаря горкома и бывшего менеджера белой фабрики.
Белое, серое и черное с одними и теми же почти людьми и почти в одном месте. Пойди разберись, какой из этапов ты наблюдаешь прямо сейчас.