Истории Эриарата: Время Хаоса. №0

За внешним ленивым и размеренным благоденствием Академии магов, учениками которой становятся герои книги, таится множество недосказанностей и тайн. Могущественному архимагу ещё удаётся удерживать контроль над ситуацией, но ссоры и распри раздирают руководство Академии, а старший преподаватель Акамус Премудрый плетёт интриги и строит таинственные планы.

Когда одному из учеников Академии в руки попадает учебник запретной чёрной магии, он неожиданно для себя становится катализатором стремительно развивающихся событий, и не более чем безвольной пешкой в чужих, смертельно опасных играх, в этот раз угрожающих самому существованию мира.

Но это не точно.

 

***

Жаль, что я не смог рассказать тебе эти сказки на ночь.

***

 

Необходимая информация

Население Эриарата

Люди — основной (с точки зрения самих людей) и наиболее многочисленный (с точки зрения чрезвычайно неточных подсчётов) разумный вид, населяющий мир Эриарата. Успешно заселив практически весь (известный им) мир, люди основали и развивают цивилизацию, преимущественно основанную на магии, несмотря на то, что лишь малый процент людей проявляет магические таланты.

Люди представлены многочисленными расами и субрасами, а также этносами и народностями, различающимися языками, традициями, обрядами, социальным устройством, и, конечно же, внешними признаками. Мир людей разделён на многочисленные государства и страны, весьма непохожие друг на друга, а оттого зачастую между собой конфликтующие. На протяжении многих лет Академия магов пытается изменить такое положение дел, однако достигла существенных успехов только в странах вокруг Центрального моря, где её влияние максимально, и где проживает наибольшее число магов.

Многие регионы мира при этом всё ещё остаются сравнительно изолированными и малоизученными. По мере удаления от Центрального моря, в тех странах, где Академия магов имеет малое влияние, общий уровень развития заметно снижается; часть наименее цивилизованных территорий заселены кочевыми племенами, примитивными народами, недалеко ушедшими от первобытной культуры, или деградировавшими до этого уровня.

Маги — небольшой процент людей (ок. 1 из 25 000 по оптимистичным оценкам), обладающих врождённым талантом к использованию магии. Магические таланты обычно начинают проявляться в юности, и при правильном обучении талантливый подросток становится магом и получает в своё распоряжение огромное могущество по меркам обычных людей.

Способности магов не одинаковы, среди них есть более и менее сильные (см. Ступени мастерства), также с врождёнными склонностями к той или иной области магии (см. Силы магии). Более сильные маги пользуются значительным уважением и авторитетом в кругу коллег.

При первых проявлениях магического таланта в юности, а также при отсутствии надлежащего обучения, магия может прорываться самовольно и бесконтрольно, что несёт значительную опасность и неоднократно приводило к разрушениям и гибели невинных людей. В свою очередь, это и по сей день приводит к многочисленным случаям расправ смертных над юношами и девушками, впервые проявляющими таланты магов.

Магические способности также даруют долголетие, отчего маги могут достигать возраста до 400 лет, а возможно и более. (Эта цифра нуждается в уточнении, поскольку на протяжении многих столетий немногие из магов умирали своей смертью от старости, и следовательно, статистика весьма неточна).

Орки — огромного роста, веса, размера, и других габаритов гуманоидная раса. Огромные зелёные парни с клыками. Огромные зелёные парни с налитыми кровью глазами. Огромные зелёные парни с топорами. Огромные зелёные парни с копьями. Также с луками. И арбалетами. И алебардами. И трезубцами. И конечно же, огромными мечами. Собственно, практически все устрашающего вида и действия образцы вооружения вы рано или поздно — но скорее, рано— можете встретить в руках у огромного зелёного парня с клыками и налитыми кровью глазами.

Вопреки этому не вполне верному (но тщательно самими орками поддерживаемому) первому впечатлению, на самом деле орки — мирная (хотя и довольно нервная) раса утончённых, высокоразвитых индивидов. Склонные к медитации и самосозерцанию собиратели грибов и трав, орки живут замкнуто, сведя контакты с людьми до необходимого минимума, а при неизбежных встречах поддерживают имидж чрезмерно агрессивных существ, которых следует избегать любой ценой. Это положение вещей полностью устраивает все расы и народы (или, по меньшей мере, те из них, кто выше двух метров ростом), поэтому своеобразная полукочевая культура орков с её богатым фольклором и экзотическими традициями остаётся совершенно не изучена никем, кроме самих орков, и информация о ней чрезвычайно скудна и фрагментарна.

Эльфы — вымершая раса разумных существ, некогда существовавшая в мире Эриарата.

Кобольды — раса низкорослых (до 140 см) коренастых гуманоидов, с серой морщинистой кожей и почти безволосых. Кобольды живут в горах, где разрабатывают шахты и копи, они ведут подземный образ жизни и очень редко выходят на поверхность, поскольку дневной свет опасен для их зрения. Контакты кобольдов с людьми и другими расами носят характер фрагментарный — как правило, сводящийся к обмену товарами и торговле; также одной из причин редким контактам служит существенная разница в восприятии времени кобольдами.

Кобольды отличаются исключительной продолжительностью жизни, и многие из них достигают невероятного по человеческим меркам возраста; сами же кобольды считают такое положение вещей нормой, а другие разумные виды — недолговечными и «быстроживущими». Однако с этим связан и их особый, неторопливый образ жизни; оттого кобольды заслужили репутацию тупых и медлительных существ, хотя на самом деле их ум остр и цепок, просто все процессы в их головах происходят существенно медленнее, чем у «быстроживущих» существ.

Кобольды обладают значительной физической силой, многократно превосходящей человеческую, а их руки, неуклюжие на вид, тем не менее способны выполнять тонкую и филигранную работу, отчего многие кобольды перешли от непосредственно добычи руды и выплавки металлов к ремёслам. Изделия кобольдов ценятся за мастерство работы и высокое качество, хотя и достаточно редки.

Гоблины — низкорослые (до 80–90 см) гуманоиды сухощавого и хрупкого телосложения, с серо-коричневатой кожей и длинными подвижными ушами. Многие племена гоблинов практически полностью утратили собственную культуру и частично ассимилировались в цивилизацию людей. В крупных городах иногда выполняют не требующие особой квалификации поручения и чёрную работу, в сельской местности — перебиваются случайными заработками у крестьян, где зачастую подвергаются насмешкам и издёвкам. Небольшие общины гоблинов живут в дикой местности в чрезвычайно примитивных условиях. Как правило, пугливы, робки, забиты и не слишком умны.

Драконы — магическая раса, древнейшая из всех существующих, хранящая утраченные, равно как и ещё не открытые младшими народами мудрость и знания. Внешне собой представляют огромных рептилий с шестью конечностями (четыре ноги и два рукокрыла), змеевидным туловищем и длинным хвостом. Драконы растут на протяжении всей жизни, поэтому старейшие особи могут достигать 40–50 метров в длину, и соответствующего веса. Легенды, упоминающие о том, что драконы выдыхают огонь, не соответствуют действительности — вероятнее всего, в таком искажённом виде передаются свидетельства о драконах, владеющих магией Огня. Столь же недостоверными представляются легенды о драконах, похищающих сокровища или требующих в жертву девственниц и/или принцесс (подчеркнуть нужное).

Впрочем, в этой книге драконов вообще нет, и информация о них включена в данный раздел исключительно потому, что этого ожидает читатель.

Тролли — не бывает.

Действующие лица

В сложном и нелинейном сюжете этой книги принимает участие изрядное количество действующих лиц, в которых и автору немудрено-то запутаться, что уж там говорить о читателе. Всеми силами автор старался не перегружать внимание читателя, не рискуя вызвать его раздражение, не говоря уже о необходимости достать огромный лист ватмана и начать записывать на нём имена, и проводить линии и стрелки от одного к другому, и составлять схемы и диаграммы, чтобы хоть как-то понять сложные взаимоотношения между героями, как то, помнится, делала тётка автора, продираясь через четвёртый том «Колеса времени» Роберта Джордана — серии, которую сам мудрый не по годам автор осторожно оставил стоять на полке, рассудив, что женщины хоть и считаются слабым полом, но ко многим подвигам (включая останавливание коней и чтение Джордана) приспособлены лучше большинства мужчин. Поэтому, как уже было сказано, автор старался не перегружать внимание читателя, и незначительных действующих лиц вообще не упоминать по именам — конюх так конюх, дракон так дракон, несущественно, какой именно, и как его зовут.

Вместе с тем, и совсем без имён обойтись автору было решительно невозможно, разве что нумеровать персонажей или обозначать условными знаками, а потому имён в книге преизрядное количество, да всё сплошь вычурные и экзотичные, в них всё ещё немудрено запутаться.

С целью облегчить читателю путешествие по страницам книги, автор составил нижеследующий список имён и персонажей, которых, может быть, стоит запомнить — а всех прочих можно спокойно забывать, как только он или она не появляются дольше двух, максимум трёх страниц, ведь скорее всего, такой персонаж всё равно там где-то за кадром бесславно погибнет, никем не оплаканный, и на страницы книги уже не вернётся, поскольку мир Эриарата во многом всё ещё  неизведан и полон смертельных опасностей.

Кроме того, к этому списку можно и нужно обращаться всякий раз, как вы забыли, о ком идёт речь, и почему этого персонажа вы должны помнить; а если персонаж в нём отсутствует, значит он не столь уж важен, либо же автор наконец сам запутался, и забыл его сюда переписать из собственных записей — да-да, именно с огромного листа ватмана со стрелочками и линиями.


* В списке по возможности цитируются официальные биографии и сведения о персонажах, которые могут и будут различаться с оценочными суждениями других персонажей. А иногда и с историческими фактами.

Знаменитые маги прошлого

Рэнсент Огненнорукий (Rancent the Firehand, 47 год до Эры Академии – 16 год Эры Академии) — могущественный маг Огня, легендарный основатель Академии магов и самого города Эриарата, заслуживший титул первого в истории архимага от преклоняющихся перед его мастерством и мудростью коллег. В знак признания заслуг Рэнсента Огненнорукого по изменению миропорядка, маги и смертные ныне ведут летоисчисление от года основания Академии Эриарата.

Холекс Повелитель Воды (Cholex the Master of Water, 31 до Э. А. – 19 Э. А.) — второй архимаг Эриарата, лично названный преемником в должности умирающим Рэнсентом Огненноруким, без остатка истощившим свои силы при постройке города Эриарата. Как повелитель Стихии Воды, Холекс вошёл в историю Эриарата проделанной огромной работой по изменению русла реки Эриакс, которую он заставил течь меж холмов города, а также как создатель системы водопровода и канализации города — вещей, пускай приземлённых, но совершенно необходимых.

Эбибасест Чёрный (Ebibasest the Black, 35 до Э. А. – 21 Э. А.) — третий архимаг Эриарата, маг стихии Земли, сменивший на посту Повелителя Воды Холекса, безвозвратно подорвавшего здоровье при изменении русла реки, протекающей ныне через Эриарат. Вошёл в хроники и летописи как человек, всецело преданный заботе о простых гражданах города, и первым установивший разумную систему налогов и податей.

Кросинакс Огнедышащий (Crosinax the Firebreather, 27 Э. А. – 22 Э. А.) — четвёртый архимаг Эриарата, маг Стихии Огня. Не отметился на посту архимага никакими великими свершениями, кроме разумного и справедливого управления городом и Академией. По отзывам современников, был человеком незлобивым, хоть и несколько рассеянным и в чём-то даже несобранным.

Ирехон Первый (Irehone the First, 29 до Э. А. – 23 Э. А.) — пятый архимаг Эриарата, намеревавшийся узурпировать власть и основать династию.

Убниор Первый (Ubnior the First, 18 до Э. А. – 23 Э. А.) — шестой архимаг Эриарата, выступивший против узурпатора Ирехона Первого и свергнувший его. Был награждён титулом «Первый» современниками в знак благодарности за избавление от узурпатора, и по некоторым сведениям намеревался уступить их настоятельным требованиям и основать собственную династию, чему, впрочем, воспрепятствовал тот факт, что маг Убниор оказался неспособен оставить после себя потомков.

Арсалион Морской (Arsalion of the Sea, 222–592) — могущественный маг Воды, архимаг Академии Эриарата с 253 по 303 гг. Добровольно покинул пост архимага, передав власть в Академии новоучреждённому Совету Пятерых (см. Пентархия), членом которого и оставался на протяжении многих последующих лет.

Джамаил Мёртвый (Jamhail the Dead, 471–762) — могущественный чёрный маг, в 592 г. коварно убивший Арсалиона Морского, упразднивший институт Пентархии, и захвативший власть в Академии единолично. Его авторитарное и деспотичное правление продолжалось почти 170 лет, пока он не был свергнут светлым магом Квангом Рассветным Солнечным Лучом в 762 году Эры Академии.

Кванг Рассветный Солнечный Луч (Kwang the Sunray of Dawn, 719–872) — могущественный светлый маг, в сравнительно юном по меркам магов возрасте сорока трёх лет отважно выступивший против чёрного мага Джамаила Мёртвого, свергнувший того с поста архимага и тем прервавший почти двухвековую тиранию тёмных сил. Архимаг Академии с 762 по 872 гг. В период правления архимага Кванга чёрная магия впервые была поставлена вне закона и запрещена к применению и изучению. Трагически погиб от рук реакционных элементов, проникших в ближайшее окружение мага и втёршихся к нему в доверие.

Мария-из-Пламени (Maria-of-Flame, 970–1012) — могущественная маг Огня, выступившая против т. н. Триумвирата магов, управлявшего Академией после свержения мага Кванга Рассветного Солнечного Луча, и состоявшего из предводителей заговорщиков, убивших светлого мага. Вступив в схватку с членами Триумвирата и их сторонниками, уничтожила их, однако при этом и сама героически погибла.

Ресиметор Лиловый (Resimethor the Purple, 979–1075) — архимаг Академии с 1062 по 1075 гг. Короткий период правления молодого Ресиметора Лилового был отмечен многочисленными реформами в Академии, отказом от устаревших обычаев и догм, многочисленными нововведениями, включая первые попытки налаживания добрых отношений с другими разумными расами мира Эриарата.

Амасест Справедливый (Amasest the Just, 1335–1544) — архимаг Академии с 1477 по 1544 гг., предшественник нынешнего архимага Изквиердо Равновесного, его учитель и наставник.

Маги настоящего

Руководство Академии

Изквиердо Равновесный (Izquierdo the Balanced) — архимаг Академии, чрезвычайно могущественный маг седьмой ступени. Получил имя «Равновесный», поскольку представляет собой очень редкий случай двойного магического таланта: он в равной степени владеет силами Огня и Воды, стихии которых находятся в нём как бы в равновесии. Мудр, справедлив, беспристрастен, и считается современниками одним из лучших архимагов за всю историю Академии.

Акамус Премудрый (Akamus the Allwise) — маг шестой ступени без специализации. Уникальный пример универсального мага, не имеющего выраженной склонности ни к одной из Сил, достигшего такого высокого положения в иерархии магов. Старший преподаватель Академии, сам не ведущий занятий, но уже много десятилетий контролирующий всю деятельность Академии в области обучения адептов. Обладает скверным характером, заносчив, нетерпим, демонстративно презирает всех магов ниже четвёртой ступени мастерства, считая что те просто недостаточно стараются.

Гермесент Пылающий (Hermesent the Flaming) — маг Огня пятой ступени, могущественный маг, старший маг башни Огня. На протяжении многих лет курирует взаимоотношения Академии с государствами и странами мира смертных, выстраивая последовательную и грамотную политику сотрудничества, и неуклонно расширяя сферу влияния Академии. Суров, но справедлив, беспристрастен, сдержан, втайне тоскует по временам, когда многие чрезмерно запутанные политические конфликты интересов можно было легко решить огненным дождём, пролитым на особо несговорчивый город.

Старшие маги

Эвин Неприкасаемый (Ewin the Untouchable) — маг-целитель шестой ступени, могущественный маг, старший маг башни Жизни. Один из сильнейших и опытнейших магов-целителей мира, основатель и идеолог новой школы целительства, исповедующей гуманитарные ценности и одной из задач ставящей облегчение существования смертных жителей мира Эриарата. Дружелюбен и незлобив; очень азартен и обожает заключать пари с коллегами; чрезвычайно многословен и попросту болтлив.

Мекатль Бронзовокожий (Mecatl the Bronzeskin) — маг Огня пятой ступени, старший маг башни Огня, могущественный маг родом из джунглей Хурамама, обладающий причудливым чувством юмора и довольно фрагментарными представлениями о том, как должно себя вести в приличном обществе. Причины, по которым его вообще терпят в Академии, ясны не до конца.

Бенуа Болотистый (Benoite the Swampy) — маг Воды шестой ступени, старший маг башни Воды. Могущественный маг, один из испытавших настоящий Зов магии, которая дала ему огромное могущество в работе с заклинаниями стихии Воды. Как и в большинстве подобных случаев, магия наложила физический отпечаток на самого Бенуа Болотистого и изменила его. Нелюдим, поскольку стесняется своей внешности, в Академии имеет репутацию мага замкнутого и необщительного; широко известен своим острым умом и умением мыслить логично и последовательно.

Леуэйя Светловолосая (Leueia the Fair-Haired) — маг Воздуха пятой ступени, старший маг башни Воздуха, могущественный маг. Да, именно «маг»: коллектив Академии магов не то, чтобы мизогинен, но предпочитает делать вид, что вопросов пола среди магов не существует вовсе, а стало быть и феминитивы им не требуются.

Константинос Благообразный (Konstantinos the Decorous) — маг Земли пятой ступени, старший маг башни Земли. Считается старейшим из магов Академии, о чём не устаёт напоминать при всяком случае.

Селагус Прозрачный (Selagus the Transparent) — маг Воздуха шестой ступени, могущественный маг, самый молодой из старших магов. Также является одним из магов, испытавших настоящий Зов магии, которая наложила отпечаток на его внешность.

Элинда Зелёная (Helinda the Green) — магесса Природы пятой ступени, могущественная магесса, старшая магесса башни Природы. Да, именно «магесса»: это тот случай, когда коллективу Академии магов не удалось делать вид.

Джинаджи Нервный (Gjinaji the Nervous) — маг Природы пятой ступени, могущественный маг. Получил своё имя в силу некоторых особенностей своего характера и многочисленных своих причуд.

Маэртенс Гранит (Maertens the Granite) — маг Земли пятой ступени, могущественный маг.

Айтор Сверкающий (Aitor the Sparkling) — маг Воды пятой ступени, могущественный маг.

Лакуаж Целитель (Lacouague the Healer) — маг-целитель пятой ступени, могущественный маг.

Прочие маги Академии

Окаро Терпеливый (Ocaro the Patient) — маг третьей ступени без специализации, несколько менее могущест­венный маг, преподающий в Академии, заместитель старшего преподавателя Акамуса Премудрого, собственно и выполняющий всю работу.

Ка-Мат-Эф Эрудит (Ka-Mat-Ef the Erudite) — маг первой ступени без специализации, преподающий в Академии предметы первого года обучения.

Ксакакракс Чудотворец (Xakakrax the Thaumaturge, р. 1271) — старейший из ныне живущих магов мира, в книге не появляется.

Хильдегард Библиотекарь (Hildegarde the Librarian) — маг второй ступени, заведующий библиотекой Академии Эриарата.

Мигель Полиглот (Miguel the Polyglot) — маг второй ступени без специализации, один из экспертов Академии в вопросах связей с другими разумными расами.

Гюргис Рыболов (Gyurgis the Fisher) — талантливый молодой маг Природы третьей ступени, в результате опасного и необычного эксперимента навечно превратившийся в суриката. В книге не появляется.

Страбо Безбородый (Strabo the Beardless) — маг второй ступени без специализации, преподающий в Академии магию иллюзий (четыре обзорных занятия в семестр, зачёт выставляется по результатам посещаемости), иа также занимающийся исследованиями в этой же области.

Дионисий Согбенный (Dionysius the Hunched) — маг третьей ступени, один из экспертов Академии в вопросах связей с другими разумными расами, сделавший неоценимый (и неоценённый) вклад в развитие культуры гоблинов.

Шакчам Бескорыстный (Shakcham the Selfless) — могущественный маг третьей ступени, руководитель рабочей группы магов башни Эфира, занимающейся проблемами использования магии и магических артефактов на благо смертных жителей мира Эриарата.

Орки

Гаш-Агар (Gash-Aghar) — орк, по неизвестным причинам работающий в библиотеке Академии магов.

Музга-Гор (Muzga-Gor) — вождь военизированного поселения Белый Клык.

Шагра-Адаб (Shagra-Adab) — пожилой советник вождя Музга-Гора.

Лугдаф-Углаш (Lugduf-Uglush) — непобедимый боец поселения Белый Клык.

Рашад (Rashad) — варлок поселения Белый Клык.

Гаром (Garom) — ученик варлока Рашада.

Представители других рас

Нионаг (Nionague) — гоблин, работающий в саду Академии магов.

Ретьерд (Retyerde) — гоблин, работающий на кухне Академии магов.

Белгулд (Belgoulde) — гоблин, работающий в прачечной Академии магов.

Уфтал, Чьи Руки Уже Не Так Сильны (Ufthal Whose Hands Are Not As Strong As They Used To Be) — кобольд, по неизвестным причинам работающий в котельной Академии магов.

География Эриарата

Эриарат и его окрестности

Эриарат (Eriarath), также известный как Город Синих Крыш, или Город магов — крупнейший, важнейший и богатейший торговый центр заселённых людьми территорий, место расположения Академии магов. Является разновидностью олигархического города-государства, управляемого магами; на подчинённых территориях фактическое управление принадлежит градоначальникам и феодалам-аристократам, подчиняющимся Академии. Эриарат является столицей квазигосударственного образования на значительной территории, которое не имеет собственного устоявшегося общепринятого названия, в разных странах его именуют по-разному, в соответствии с местными традициями.

Согласно официальным источникам, Эриарат основан первым архимагом Рэнсентом Огненноруким в 1 г. Эры Академии одновременно с Академией магов; хотя несомненно, что поселение городского типа существовало в этом месте и ранее, однако официальные исторические хроники не содержат никаких упоминаний о нём, что видимо сделано намеренно, чтобы подчеркнуть роль Академии магов в государственном и социальном устройстве Эриарата. Город расположен в естественной холмистой долине по обе стороны впадающей в море реки Эриакс. Помимо Академии магов, в городе есть крупный морской порт, играющий огромную роль в товаро-транспортном сообщении региона.

Географически город разделён рекой на две части; меньшая его часть, располагающаяся на левом берегу, считается более престижной, поскольку там расположена Академия магов, также в ней живут более обеспеченные граждане и аристократия. Менее престижный район на правом берегу реки значительно больше по площади, и состоит из разнородной застройки (включая трущобы), также непосредственно примыкает к морскому (на юге) и речному (на севере) портам. Городские стены Эриарата в настоящее время находятся внутри городской застройки, и более не выполняют никаких практических функций; однако в городе считается особо престижным жить и работать внутри городских стен.

Управляет Эриаратом городской глава, назначаемый и контролируемый непосредственно магами Академии, в его подчинении также находятся городские ­войска, стража, судебная и исполнительная власть и т. д.

Ни Эриарат, ни окружающие его территории не имеют развитой промышленности, и существуют преимущественно за счёт торговли; главной функцией города и подчинённых территорий является обеспечение функционирования Академии магов.

Руэртон (Ruehrton) — крупный и значительный город, находящийся на территориях Эриарата, расположенный на северо-востоке земель; датой основания считается 1592 г., когда город получил нынешние название и статус, однако укреплённая крепость и поселение вокруг неё существовали в этом месте задолго до того.  Один из важнейших транспортных узлов земель Эриарата, поскольку через него проходят сухопутные транспортные и торговые пути, соединяющие Эриарат с Аманой и другими городами и землями, находящимися на востоке.

Управляется градоначальником, назначаемым консенсусом богатейших и влиятельнейших людей города, который подчиняется Академии магов в Эриарате, и представляет в этих отношениях интересы Руэртона.

Руэртон не имеет развитой промышленности, равно как и образовательных учреждений; как следствие, при внешней частичной самостоятельности, фактически Руэртон полностью зависит от Эриарата и в нынешнем виде не смог бы существовать самостоятельно.

Горькие Плавни (Upper Reed Beds) — небольшая деревня по дороге из Эриарата в Руэртон, в силу своего расположения являющаяся привычным местом отдыха и ночлега для путников, а потому, несмотря на небольшое население (ок. 600 чел.), имеющая гостиницу, трактир, постоялый двор, кузнеца, несколько магазинов и проч.

Короткая Нога (Short Leg) — маленькая деревня в окрестностях Горьких Плавней, забавнейшую (по меркам средневековья) историю появления названия которой читатель узнает когда-нибудь потом.

Поселение Белого Клыка (The White Tusk Settlement) — полувоенизированное поселение орков на северо-запад от Эриарата, у горы Белого Клыка, в честь которой и названо. Является форпостом орков и отмечает границы их земель. Единственное поселение орков, в которое имеют хотя бы минимальный доступ люди; также единственный торговый узел между орками и людьми.

Страны Центрального моря

Азикар (Azikar) — южное государство, сравнительно недавно (ок. 150 лет назад) образовавшееся из большого количества родственных племён, городов-государств и мелких квазигосударственных образований. Объединение в единое государство позволило жителям Азикара избавиться от значительной части междоусобных конфликтов и наладить добрососедские отношения с соседними странами.

Издревне народы, ныне составляющие население Азикара, считались центром научной мысли мира Эриарата, и на протяжении многих столетий явили миру многих знаменитых учёных. Азикарцы считаются основоположниками астрономии, геометрии, алгебры; они изобрели цифры, установили общепринятые эталоны мер и весов, а также приличествующие меры обвеса и обсчёта при торговле, чем сильно способствовали развитию торговых связей между странами вокруг Центрального моря.

Амана (Amana) — государство на восток от Эриарата, также находящееся на побережье Центрального моря. Один из важнейших и крупнейших торговых центров мира, который способен составить конкуренцию Эриарату даже не имея поддержки Академии магов.

Плодородные земли и мягкий климат Аманы способствовали развитию сельского хозяйства, а сытная и богатая жизнь неизбежно способствовала праздным размышлениям, отчего Амана традиционно считается родиной философии подобно тому, как Азикар считается колыбелью точных наук.

Архитектурные традиции Аманы, делающие упор на открытые пространства, прямые, выверенные линии и изобилие колоннад и портиков, очень сходны с традициями Таэммарата, отчего неопытные путешественники эти две страны нередко путают между собой.

Береатис (Bereathis) — богатое государство на восточном побережье Центрального моря, считающееся одним из культурных центров мира Эриарата. Живописные, литературные, музыкальные шедевры мастеров Береатиса известны по всему миру; традиции береатисского горлового пения приобрели настолько большую популярность и распространение, что фактически вытеснили традиции пения другими местами человеческого организма.

Плодородные земли и мягкий климат страны способствуют её процветанию вне зависимости от текущего политического строя и усилий очередного правительства по модернизации экономики.

Вросс (Vross) — государство на юге Центрального моря, традиционно считающееся родиной великих путешественников и искателей приключений, в древние времена внёсших неоценимый вклад в исследование мира Эриарата. В последние несколько столетий популярность в стране приобрела экономическая археология, т. е. поиски древних сокровищ и затерянных городов (с последующим их разграблением), что и является основной надеждой правительства страны на стремительный экономический рост и повышение благосостояния.

Особо привлекательными в глазах жителей Вросса оказались поиски затерянного в джунглях города Дамура-сесе, предположительно находящегося на территории Хурамама (см.) Регулярные экспедиции, отправляющиеся на поиски города (и, следовательно, вторгающиеся на территорию Хурамама) существенно охладили отношения между этими соседствующими государствами; тот же факт, что абсолютное большинство экспедиций не возвращается во Вросс, найдя свою гибель в пасти ягуара или объятиях анаконды, дополнительно усложняет ситуацию.

Диокк (Dyokk) — южное государство, населённое преимущественно чернокожими жителями, находящимися на невысоком уровне развития. Около ста тридцати лет назад на его территории были обнаружены значительные запасы драгоценных камней, что позволило государству многократно наростить торговый оборот к значительной своей выгоде.

Вырученные за счёт торговли средства жители Диокка мудро решили инвестировать в образование, и в настоящий момент грамотность жителей страны находится на отметке около 96%, включая женщин. Многие юноши и девушки из более зажиточных семей традиционно получают хорошее образование в Эриарате, Амане, Береатисе — после чего возвращаются в родные края и продолжают следовать привычным им традициям своего народа: охоте, собирательству, земледелию, скотоводству. Не будет преувеличением утверждать, что Диокк — страна самых образованных пастухов и самых эрудированных пахарей.

Камисест (Kamisest) — одно из древнейших южных государств, сохраняющее своё устройство и территории практически без изменений на протяжении как минимум тысячи лет. Преимущественно пустынный край, в котором жизнь сосредоточена в основном в плодородных областях вдоль разливающихся по весне рек.

Страна обладает самобытной культурой, примечательным иероглифическим письмом, оригинальными традициями, также крокодилами и аллигаторами.

Кемегх (Kemegh) — архипелаг островов в Центральном море, на юг от Эриарата. Островное государство, в настоящее время управляемое советом представителей знатных родов. Имеет черты олигархии, значительная часть населения находится на положении рабов; нередки случаи попыток бегства рабов в соседний Фим, что дополнительно осложняет натянутые отношения между государствами.

Острова Кемегха — один из важнейших перевалочных пунктов для путешествующих по Центральному морю кораблей; благодаря обилию лесистых участков земли и соответственно развитых промышленности и ремёсел корабли путешественников при необходимости могут произвести поточный ремонт суден; также развита торговля.

Кемегх находится в состоянии многовековой вражды с расположенным неподалёку архипелагом Фим, тянущейся с 1409 г., когда флот фимских пиратов разграбил несколько городов побережья Кемегха. (Цит. по кемегхским хроникам.) В последний век вражда заключается лишь в мелких, но регулярных морских стычках между пиратами и торговыми кораблями двух архипелагов-государств.

Маледис (Maledis) — государство на запад от Эриарата, в далёком прошлом бывшее одной из богатейших стран мира, но в силу ряда причин растерявшее былое влияние. В период 1200–1350-х гг. Маледис вступал в многочисленные военные конфликты с ближними и дальними своими соседями, с неизменным намерением поскорее сдаться на милость победителя, чтобы те наконец навели в стране порядок; впрочем, единственным результатом этого исторического периода было окончательное разграбление страны и разрушение её экономики.

Затяжной период экономической депрессии, упадок торговли и обнищание населения привели к угрозе голода, которая была нивелирована кулинарными реформами; с тех пор кухня Маледиса отличается оригинальностью, и богатыми традициями использования в пищу существ с ненормальным количеством ног и глаз, или даже полным их отсутствием. Маледис является самопровозглашённой кулинарной столицей мира Эриарата.

В последние века Маледис обладает своеобразным и уникальным политическим устройством, формально классифицирующимся как скоропостижная монархия.

Миббонара (Mibbonara) — древнее государство на юго-востоке Центрального моря, управляется династией султанов, которым в управлении государством помогает династия верховных визирей; вместе они являют пример двух ветвей власти: законодательной и творчески и с выдумкой интерпретирующей, что султан на самом деле имел в виду.

Несколько столетий назад между Миббонарой и магами Академии Эриарата произошёл конфликт, вызванный отказом султана поставить Академии жизненно важные товары, после чего маги Академии были вынуждены прибегнуть к угрозам и даже демонстрации силы, чтобы добиться необходимых поставок. С тех пор отношения между Миббонарой и Академией остаются напряжёнными, и до сих пор, несмотря на все многолетние усилия Изквиердо Равновесного и Гермесента Пылающего, распространить влияние Академии на злопамятную страну не представлется возможным.

Таэммарат (Taemmarath) — государство, которое зачастую путают с Аманой.

Фим (Fyhm) — архипелаг островов в Центральном море, на юг от Эриарата. Островное государство, в настоящее время управляемое деспотом Уиасо (Uyaso), пришедшим к власти в результате двойного военного переворота, в ходе которого враждующие фракции аристократов совершенно истощили свои силы, и не смогли оказать сопротивления Уиасо, захватившего власть силой с всего лишь горсткой вооружённых сторонников. Декретами деспота Уиасо в Фиме запрещено рабство и кабальные обязательства, что завоевало ему популярность среди беднейших слоёв населения и позволило удержаться при власти.

Острова Фима — один из важнейших перевалочных пунктов для путешествующих по Центральному морю кораблей; его плодородные земли и изобилие пресной воды позволяют пополнить запасы продовольствия в путешествии; также развита торговля.

Фим находится в состоянии многовековой вражды с расположенным неподалёку архипелагом Кемегх, тянущейся с 1411 г., когда кемегхский аристократ при большом скоплении народа оскорбил верования фимцев. (Цит. по фимским хроникам.) В последний век вражда заключается лишь в мелких, но регулярных морских стычках между пиратами и торговыми кораблями двух архипелагов-государств.

Фролк (Frolk) — королевство, находящееся на южном побережье Центрального моря, жаркий и полупустынный край, населённый преимущественно темнокожими жителями, чей внешний вид и обычаи (включая тёмный цвет кожи, и традицию женщин закрывать лица) породил множество легенд и домыслов.

Земли Фролка негостеприимны, и основная часть поселений и населения сосредоточены на побережье моря и вдоль маловодных впадающих в него рек; ещё дальше к югу начинаются пустынные земли с редкими оазисами, практически не заселённые и не исследованные досконально.

Несмотря на суровые климатические условия, Фролк поставляет в другие страны продукты питания, специи, также встречающиеся в пустынных областях драгоценные камни. В пустынях на юг от побережья добываются белые известняк и мрамор, высоко ценящиеся в строительстве, хотя их перевозка в другие районы мира обходится чрезвычайно дорого; известняк и мрамор из Фролка были основными материалами при постройке Эриарата, по некоторым сведениям, доставка камня в таких огромных объёмах осуществлялась с помощью магии. В свою очередь, бедный лесом Фролк импортирует древесину из Кемегха, также развиты торговые связи с островами архипелага Фим.

Хурамам (Huramam) — примитивное теократическое государство, управляемое бессмертным верховным жрецом. Хурамам расположен в джунглях, практически отрезан от соседей горными хребтами, природа его сурова и опасна, а жители недалеко ушли от первобытного состояния в повседневной жизни.

По недоразумению считающийся местом, где скрывается затерянный в джунглях древний город, хранящий несметные сокровища, Хурамам на протяжении многих столетий страдает от нашествий исследовательских экспедиций из Вросса.

Восточные королевства (The Eastern Kingdoms) — обобщённое, условное и совершенно некорректное название всех земель, лежащих условно на восток от Эриарата, и находящихся так далеко, что ни у кого из магов Академии до сих пор не нашлось времени как следует разобраться, что же конкретно там происходит.

Пророчество

Все приходившие раньше в пучине забвенья исчезли,
Лишь о семи повествует печальная повесть.

Первый пришёл из Огня, и Огонь согревал его сердце,
Пламенем жизни бежал он по венам и жилам.
Первый Огнём разрушал, но Огнём созидал, и устроил
Мир, что вокруг нас. Ему положил он законы.

Вслед за Огнём, родником из-под скал и росою на листьях,
Каплею первой дождя и второй появился.
То, что в Огне было создано, не приуменьшив нисколько,
Он преумножил, и стал он живительной влагой.

Третий на смену придёт им, живой, но родившийся мёртвым.
Всё человечное умерло в нём, не родившись.
То что в Огне родилось, и в Воде закалилось надёжно,
Будет разрушено им, сожжено без остатка.

Так суждено тому быть, так написано в небе и звёздах,
Так мир устроен, что Жизнь обрывается Смертью.
Но и за Смертию Жизнь вечно следует без отставанья.
Следом четвёртый придёт в Жизни круговороте.

Что началось из Огня, возвратится назад в его пламя.
Первый пришёл из Огня, из Огня выйдет пятый.
В пепле несчастного мира, сожжённого мёртворождённым,
Пятый раздует по новой Огонь созиданья.

Так в установлены сроки и в точности в нужное время
Следом за пятым шестой появляется в мире.
Он из Земли появился, и в Землю он вскоре вернулся,
Срок его короток был, его жизнь оборвалась.

И наконец, в продолжение вечного цикла рождений,
В мире седьмой появился, из Хаоса выйдя.
В левой руке его — время, а в правой зажато пространство,
Что с лет младых для него лишь служили забавой.

Все приходившие раньше в пучине забвенья исчезли,
Лишь о семи повествует печальная повесть.
Следом на землю придут и другие тропою известной,
Коль будет найден восьмой и избавлен от смерти.

Далі буде…

Автор