ATACMS в Украине. Кто не спрятался, я не виноват

Олександр Коваленко

Официально ракеты ATACMS поставлены Украине, и ВСУ успешно применили их по первым объектам российских оккупантов. В частности был нанесён удар по аэродрому в районе Бердянска, находящемуся в среднем в 100 км от линии фронта. И это, с одной стороны, не конкретизирует, ракетой какой именно модификации был нанесён удар, и какие предельные возможности по дальности у ВСУ по состоянию на сегодня, но даёт понять, что по материковой части Украины вполне может работать новый тип весьма грозного средства поражения.

С самого начала полномасштабного вторжения российских оккупантов в Украину ВСУ не хватало многих образцов вооружений, которые могли бы эффективно уничтожать врага, но больше всего не хватало баллистических ракет оперативно-тактического уровня.

Разработка украинской ОТРК «Гром-2», способной уничтожать цели на расстояниях до 500 км, к 2022 году только выходила на уровень испытаний и была прервана российским вторжением, а советская ТРК «Точка-У» была очень лёгкой целью для российской эшелонированной ПВО.

А потому, одним из самых часто звучащих, но так долгое время и не реализуемых запросов к США от Украины был запрос на баллистические ракеты ATACMS. Что же, запрос удовлетворён, но что за ATACMS получила Украина?

ATACMS ATACMS`у рознь

Для начала определимся с тем, что нанесло удар по аэродрому в районе Бердянска, и это, очевидно, была ракета с кассетной боевой частью (БЧ). Именно суббоеприпасы М74 российские оккупанты и находили в районе аэропорта, а некоторое время спустя была продемонстрирована хвостовая часть ракет – подтверждаются то, что применялась ракета с кассетной БЧ.

Ракет ATACMS с кассетной БЧ существует две модификации: это M39, также называемая ATACMS Block I, и M39A1, она же ATACMS Block IA. И хотя эти ракеты, казалось бы, одного типа, но на самом деле они кардинально отличаются друг от друга.

Так M39 способна уничтожать цели на расстоянии до 165 км, имея в комплексе своей БЧ 950 суббоеприпасов М74. Ракета имеет инерциальное наведение. Её производство было приостановлено в 1997 году, а произведено было 1650 ракет. Наиболее массовое применение этих ракет было в ходе операции «Свобода Ирака», когда по иракским объектам применили 379 ракет. В ходе операции «Буря в пустыне», по иракским объектам было выпущено 32 ракеты. Ракета M39 может применяться на любой модификации пусковых установок РСЗО M270 и M142.

M39A1 отличается от М39… Ну, практически всем. Во-первых, расстояние данной модификации увеличено до 300 км, но при этом количество суббоеприпасов в БЧ пришлось уменьшить до 300. С другой стороны, у версии А1 появилось более совершенное и устойчивое GPS-наведение.

Известно о том, что по состоянию на 2003 год США произвели более 600 таких ракет, но во время операции «Свобода Ирака» по иракским объектам было выпущено 74 ракеты данного типа.

Нюанс и с пусковыми. M39A1 и более поздние варианты могут использоваться РСЗО M142 и M270 модификации A1+.

Также стоит упомянуть о том, что стоимость ракеты ATACMS зависит от модификации и варьируется от $1,1 млн до $2,2 млн. В случае с ATACMS Block I и Block IA это вариация именно в пределах миллиона. Для чего я на это обратил внимание, узнаете немного позже.

Удар по аэродрому в Бердянске

Данные по количеству потерь россиян пока разнятся. Но верифицировано уничтожение более 5 вертолётов, из которых как минимум один – это ударный Ка-52 и многофункциональные Ми-8/Ми-17. Также поступали сообщения об уничтожении ЗРПК «Панцирь-С1» и ряда других средств. Но пока можно точно говорить о поражении вертолётной группы.

Вертолёты Ка-52 на сегодняшний день являются не только основной ударной компонентой РОВ, но и самым удачным вертолётом, который смогли в России реализовать после распада СССР и запустить в серийное производство. Фактически, на сегодня для россиян Ка-52 – это основная рабочая лошадка в зоне боевых действий, полностью компенсирующая немощность и дефективность бездарного Ми-28.

Но нюанс в том, что один Ка-52 оценивается в $15 млн. То есть удар ракетой М39 себя более чем, хотя бы в финансовом вопросе, оправдал.

Кроме того, за время производства Ка-52 российская армия, по разным версиям, получила от 80 до 130 вертолётов данного типа. Но за полтора года полномасштабной войны в Украине россияне потеряли только верифицированными 44 вертолёта Ка-52, из которых 39 были уничтожены, 4 повреждены, а 1 захвачен как трофей. По не верифицированным данным, количество потерь РОВ в вертолётах Ка-52 превысило 60 единиц.

А если говорить о Ми-8/17, то какие именно модификации были уничтожены, не уточняется, но в основном в зоне БД оперируют не старички, а современные модификации. В частности АМТШ, который оценивается в своей последней комплектации более чем в $17 млн.

То есть минимальный суммарный, только финансовый урон превысил $60 млн, а при расчёте по максимуму может быть и более $100 млн.

Важно так же и то, что удар по аэродрому в Бердянске показал, что на материковой части Украины ни один объект РОВ не может себя чувствовать в полной безопасности. Ведь данный аэродром до 17 октября всё же считался глубоко тыловым.

Превосходящая ракетная угроза

В 2022 году маленький населённый пункт Чернобаевка в Украине стал поводом для многочисленных мемов, ведь по местному аэродрому, на котором базировались ВКС РФ, регулярно наносились высокоэффективные удары. Но тогда это было обусловлено относительной близостью к линии боестолкновений, а для россиян отсутствием такой промежуточной площадки как Чернобаевка по длине всего фронта правобережной Херсонской области.

В Бердянске же всё было обустроено по уму. На первый взгляд…

Во-первых, оккупанты себя ощущали в безопасности за сотню километров от фронта.
В-вторых, техника на аэродроме размещалась на расстоянии в 100 метров друг от друга.
В-третьих, были вырыты капониры, а также обустроены укрепления для техники.

Единственное, чего не хватало на этом аэродроме, точно так же как и на всех, что в Украине и в самой России, – это ангаров. Крытых защитных объектов для авиации.

Но что могло угрожать вертолётам, рассредоточенным на более чем полкилометра в более сотни километров от ЛБС? Конечно же, ATACMS Block I. И он прилетел.

Украине на данном этапе даже и не нужно других модификаций ATACMS. Именно М39 позволяет наносить удар по максимальной площади посредством 950 суббоеприпасов М74, уничтожая и повреждая максимально доступное количество техники.

Мы сейчас говорили о вертолётах, которые были уничтожены, и были верифицированы возгорания на их площадках, но сколько М74 повредили на этом аэродроме техники, не приведя к её возгоранию, но полностью выведя ее из боевого состояния?

Влияние ATACMS на зону БД в Украине

Западные СМИ особо неистово заговорили о передаче Украине ATACMS в сентябре. Никакие официальные заявления тогда не звучали, но информация пульсировала, и вот оно – первое официальное заявление. Но что оно меняет?

В первую очередь, мы говорим о ракете, которая будет оперировать на материковой части Украины. Лично я не вижу смысла применения М39 по Крыму, но вот Бердянск, Мелитополь и многие другие временно оккупированные города, где есть не только аэродромы, но и ремонтные базы либо транзитные узлы, – это отличные объекты именно для этой ракеты.

В отличие от ракет с осколочно-фугасной (ОФ) боевой частью они охватывают большие площади, и уязвимая к малейшим повреждениям техника, например, авиация, их излюбленная цель. Таким образом, нанесение ударов по таким объектам позволит отчасти решить проблему с применением тактической авиации в Украине, вынуждая РОВ отводить её дальше от ЛБС и, более того, возможно, даже решить вопрос с регулярным применением ударных вертолётов.

Конечно, один такой удар не убедит российское командование отводить свою тактическую авиацию вглубь тыловой зоны, на Крым, который с некоторых пор тоже не является тыловой зоной, а то и вовсе в саму Россию. Ведь после потерь своего ЧФ РФ в Чёрном море они продолжают искать пути сохранения своего присутствия в данной акватории, хотя и так понятно, что это суицидальные пути.

Такие ограничения значительно повлияют на КПД применения российской авиации в сутки с учётом полной боевой и топливной загрузки каждого средства.

То есть появление ATACMS в Украине зажало россиян в ещё более узкие, ограниченные рамки. И если ранее авиация была у РОВ основным элементом давления на наступательные возможности сил обороны Украины (СОУ), то теперь у этого элемента снижаются возможности. В некотором смысле, вопрос F-16 в небе Украины раньше стали решать ATACMS.

Но главное то, что мы пока можем говорить об эффекте самой ранней модификации этих ракет. А ведь есть ещё. И явно они будут передаваться по результату успешного применения данных ракет уже не экспериментальной партией, а боевой.

Как говорят в Украине, далі буде!


Віктор Кевлюк

Колись в 2000-му я на випускному іспиті в академії витяг білетік про ракетну бригаду в наступі, тому з тих билінних часів ракетна справа – не останній пункт мого інтересу.

А тут на наш пантеон яскраво взгромоздився прямо поряд зі Святим Джавеліном не менш Святий ATACMS. І терміново треба розібратися в ситуації.

Ситуація така: аеродроми поблизу Бердянська та Луганська були уражені ракетними ударами. Коментарі щодо збитків ворога різняться. В середньому по аеродромах мова йде про уражені склади ПММ та авіаційних засобів ураження (на обох аеродромах), 3-4 фронтові бомбардувальники (на обох) і від 6 до 30 вертольотів (ГШ каже про 6, телеграм-канали – про 10-30). Покосило як пілотів, так і аеродромний персонал. Тобто навіть дієтичні ракети, передані нам, здатні наробити добрих справ касетними бойовими частинами (900 бойових елементів розміром з ручну гранату, але потужніших).

І саме розкладений по чорних пакетах персонал і є найбільшим досягненням. На усьому ТВД ворог має до 200 пілотів і близько 600 авіатехніків та інженерів, що не багато. А льотні інститути в рік дають противнику не більше 50-60 пілотів. Вже багато років. Частина з них одразу звільнялася в цивільну авіацію, частина не мала належної льотної практики. Частина виживших пілотів противника сидить у нас в полоні та обміну не підлягає. Пілоти-пенсіонери із запасу не поспішають на службу після боїв за Лисичанськ та Сєверодонецьк.

Show must go on. Тому противник прикриє аеродроми ППО, але тут питання: те, що знімається зі зберігання, не здатне боротися ні з балістичними ракетами, ні з крилатими. Те, що формально може боротися з ракетами, треба зняти з інших об’єктів, де воно і так не відпочівало. Додамо невдачі у боротьбі заболотних проти наших Storm Shadow/SCALP, котрі ворожа ППО взагалі не бачить і пропускає раз за разом, то вимальовується цікава перспектива – залісська авіація переїде глибше в тил, тобто підтримувати війська з нормативною інтенсивністю вже не зможе.

Висновок: ATACMS є добро.

На фото: аеродром Бердянськ після візиту ATACMS.

Ілюстрація на заставці:  YouTube @rightnow_ukraine

Автор