Не читайте новости, смотрите цифры

Олексій Копитько

Эфир забит различными вбросами и стенаниями по поводу ситуации на фронте.

Предположим, что мы всего этого бреда не читали. Берём калькулятор и смотрим в официальную статистику Генштаба.

В мае Силы обороны Украины уничтожили 553 артиллерийских системы врага (124,8 в неделю либо 17,8 в сутки).
За первые 17 дней июня уничтожено 373 артиллерийских системы (153,5 в неделю либо 21,9 в сутки).
В мае уничтожено 31 РСЗО, за 17 дней июня – уже 35.
В мае уничтожено 38 средств ПВО, за 17 дней июня – уже 30.
В мае уничтожено 394 автомобиля/цистерны, в июне – уже 332.
В мае уничтожено 99 единиц спецтехники, в июне – уже 62.

Выходит, что потери врага, который в мае активно наступал, а в июне стал значительно больше обороняться, выросли (танки и ББМ я не беру, хотя там потери росармии тоже значительно выросли).

Потери российской артиллерии за эти полтора месяца – самые высокие за полтора года. В мае был рекорд, в июне он, скорее всего, будет побит.

Даже если не иметь никаких других вводных, получается, что полтора месяца наша армия целенаправленно выкашивала артиллерию россиян, увеличивая темп.

Если же посмотреть на структуру потерь в июне по дням, то картина такая.

В период с 1 по 9 июня наши войска уничтожили 28 систем ПВО врага. Явно акцентированная работа. С 10 по 17 июня – только две.

До 4-5 июня темп боевой работы по другим категориям был более-менее обычным. А потом «что-то случилось». В период с 5-6 по 9 июня (за 5 дней) наши войска уничтожили 150 единиц артиллерии (30 штук в день в среднем), 16 РСЗО и 12 систем ПВО. Потом интенсивность на несколько дней снизилась, однако с 13 июня потери РСЗО снова стали регулярными. А в период с 12 по 17 июня росвойска потеряли 6 вертолётов (за весь май – 4).

Если обобщить, то со стороны выглядит так.

Наши войска методично выбивали артиллерию врага. В какой-то момент (накануне чего-то) акцент был сделан на уничтожение систем ПВО, достигли успеха (с 10 июня российское ПВО прячется). Проредив систему ПВО, наши войска вошли в плотное соприкосновение с противником, вскрыли большой массив артиллерии/РСЗО и выкосили его.

Я не знаю, кто какие резервы куда перебрасывал (военные обозреватели на эту тему пишут), но цифры подсказывают, что у росвойск образовалась брешь как в системе ПВО, так и в сфере артиллерийской поддержки.

Эту брешь попытались заткнуть мобильными ударными средствами. В первую очередь, вертолётами, а также РСЗО, которые откуда-то за пару дней подтянули.

Российские вертолёты начали чаще оказываться в зоне поражения нашей ПВО (то ли мы насытили оборону, то ли россияне вынуждены идти на риск). Если потери вертолётов продолжатся, значит, у россиян действительно чувствительные и невосполнимые потери в артиллерии. А каждый сбитый вертолёт – это очень больно, потому что потеря также невосполнимая.

В этой статистике наверняка есть какие-то неточности, приписки и т.д. Но тенденции видны и очень наглядны.

Мы не знаем планов командования. Поэтому не можем оценить – всё идёт по плану или нет. Но цифры показывают, что даже без радикальных изменений на карте оборона врага серьёзно подтачивается. Средств, чтобы встретить очередную волну нашей активности, становится значительно меньше. Плюс инциденты на складах с боеприпасами. Российский спецназ в окопах может какое-то время стойко принимать себе на голову высокоточные снаряды, но это не может продолжаться бесконечно.

Посему. Наши войска сейчас выполняют сложнейшую работу в невообразимо тяжелых условиях. Россияне построили эпическую систему обороны. Наш Генштаб подбирает ключи к этой обороне. Результат виден, он уже заставляет врага реагировать. Раз враг в реактивном положении, значит, украинские войска владеют инициативой и ведут игру.

Изменения накапливаются. До начала июля можно новости вообще не читать, только в цифры смотреть.

Поддерживаем наших.

* * *

Вчера россияне потеряли ещё один Ка-52, но уже на Донецком направлении.

Также, по данным Генштаба, уничтожено 4 РСЗО (39 штук за 19 дней, за весь май было 31).

В сегодняшней сводке отображены уничтоженные позавчера на южном направлении С-300 и Бук. Всего за 19 дней уничтожено 38 средств ПВО – столько же было за весь май.

Артиллерийские системы в июне уничтожаются в темпе 21,8 штук в сутки. Советую отмечать в перечне уничтоженного системы «Мста-С». Это чувствительные потери для россиян.

Из того, что пишут мои товарищи из гущи событий на Востоке и Южном направлении – везде очень тяжело в последние дни. Рост давления на востоке (особенно Сватово-Кременная) – это безуспешная попытка россиян снизить нашу активность на юге. Везде активна российская авиация. Ввиду чего ПВО продолжает оставаться приоритетом №1.

Есть продвижение. О нём скажут в должное время.


Олександр Коваленко

Уничтоженные ударные вертолёты россиян Ка-52… всё по классике жанра.

В мае у РОВ было рекордное количество уничтоженной артиллерии – 553 ед.
За первую половину июня уже уничтожено – 373 ед.

Казалось бы, причём здесь артиллерия к ударным вертолётам? А при том.

Россияне за полтора месяца потеряли, как никогда ранее, огромное количество стволов, без которых они не то что наступать, даже обороняться не могут. Разумеется, им срочно нужна компенсация потерь, обеспечить которую расконсервацией и хромой логистикой невозможно. А потому в ход вступают вертолёты.

Схожая схема работала на правом берегу Херсонской области, когда российскую артиллерию стали выносить СОУ в режиме нон-стоп, а логистика не позволяла компенсировать потери. В качестве артиллерии стали выступать ударные вертолёты, которые методом кабрирования обстреливали позиции СОУ.

И вот аналогичная тактика начинает работать на Юге. Возникает критический дефицит артиллерии, в ход вступают ударные вертолёты, которым всё чаще и чаще приходится сближаться с линией фронта, где не только местами присутствует охват ПВО Украины, но и мобильные группы с ПЗРК.

Всё плохо. 😎

График: Мінфін


* * *

В любой непонятной ситуации с артиллерией используйте вертолёты!

Именно по такому принципу действует российское командование от раза к разу, когда у них возникает дефицит стволов в зоне БД. А за последние 2 месяца этот дефицит принял критические масштабы.

Так в мае РОВ потеряли рекордное количество артиллерии – 553 ствола. А по состоянию на 20 июня уже уничтожено 414 стволов.

Российское командование не успевает компенсировать потери артиллерии, даже посредством расконсервации старых советских гаубиц. Что делать? Классика.

Мы видим как РОВ стали загонять на Юг больше ударных вертолётов и применять их в качестве артиллерии. Это в свою очередь вынуждает российские вертолёты действовать в максимальной близости от зоны потенциальных рисков быть сбитым средствами ПВО или попасть в зону мобильной группы с ПЗРК.

Результат?

Да, бороться с вертолётами сложнее, чем с артиллерией, но, с другой стороны, они не настолько многочисленные, да и ценовая категория у них совсем другая. Например, по состоянию на 20 июня уже уничтожено 8 российских ударных вертолётов.

Казалось бы, 414 стволов и 8 вертолётов – несоизмеримое соотношение, 1 вертолёт к 50 стволам. Но что проще, в течение года расконсервировать 50 стволов или произвести 1 вертолёт? Второй момент, что дороже – 50 снятых с хранения гаубиц или Ка-52?

Стоимость ударного вертолёта Ка-52, в зависимости от модификации, варьируется от 16 до 20 млн долларов. То есть, по самым скромным подсчётам, за июнь вертолётный парк РОВ был утрачен на $128 млн. В свою очередь, стоимость условно современной САУ 2С19 Мста-С – $1,6 млн или 80 в сравнении с Ка-52.

САУ 2С3 “Акация” во времена СССР стоила 31 тыс рублей, при курсе доллара 0,86 копеек. Учитывая инфляцию, условно на сегодняшний день можно оценивать её стоимость, в хорошем состоянии, в среднем $120 тыс, что при нехитрых подсчётах указывает на 1 066 уничтоженных 2С3 в сравнении с 8 Ка-52.

И это я сейчас привожу примеры с САУ, а в настоящее время РОВ преимущественно используют куда более дешёвые буксируемые Д-20, Д-30 и прочие, “рапиры” и “васильки”.

То есть цифры совсем не на пользу командованию РОВ, но обстоятельства таковы, что только так они могут сейчас компенсировать потери и никак иначе.

Что важно, в какой-то момент доля потерь среди ударных вертолётов тоже окажется критической, и уже дефицит Ка-52 не позволит их применять даже в гипертрофированно-извращённом формате артиллерии, но тогда в ход могут пойти другие образцы. Тот же Ми-24 или Ми-8.

Демилитаризация.

Графики: Мінфін

Автор