03.09.2015. За Порошенка було краще

Джейн Доу Джонс

3 сентября, как известно – день прощания. И, наверное, не случайно именно 3 сентября 2015 года Нацбанк Украины попрощался с жёсткими валютными ограничениями.

Украинскую экономику трясло и шатало весь 2014-й и первую половину 2015-го. Что, в общем, не удивительно: сперва «команда проФФесионалов» имени Серёжи Арбузова, чувствуя запах жареного, выгребла из казны всё подчистую (серьёзно, в отдельные дни валютные интервенции на Межбанке составляли по миллиарду долларов и больше). Про пресловутые 108 тысяч 133 гривны и 65 копеек, оставшиеся на Едином казначейском счёте после бегства Януковича, уже и вспоминать неловко. Потом – война, катастрофическая нехватка всего, чего только может не хватать, валютные качели, паника, шок, замороженные депозиты, многочисленные попытки раскачать рынок, борьба с банками-«прачечными», стресс-тесты, радикальные меры, и, наконец, медленное восстановление доверия к банковской системе и национальной валюте. И лишь в сентябре 2015-го чрезвычайные нормы начали постепенно смягчать. Вырос лимит на выдачу средств с депозитов, максимальный объём покупки валюты, определённые послабления испытали экспортёры.

Граждане, как водится, не понимали, по какому краю пропасти их провели за руку. Они ещё с весны водили под НБУ хороводы с требованием пересчитать свои валютные кредиты по курсу «8 за доллар». Между тем, западные эксперты были поражены успехами украинского Нацбанка. НБУ впоследствии признали самым прозрачным центробанком в мире, его руководители Валерия Гонтарева и Яков Смолий не раз были признаны одними из лучших банкиров Европы.

Впрочем, «широкие народные массы» решили всё по-своему.

После смены власти Гонтареву фактически выжили из Украины – знаете, когда вам поджигают дом, а затем хохмят на эту тему в прайм-тайм на канале главного олигарха страны, намёк более чем ясный. Смолия отправили в отставку по беспределу (как говорят злые языки, вынудили сделать это угрозами семье). Команду топ-менеджеров, сохранивших вопреки всему стабильной банковскую систему Украины, потихоньку (а иногда и не потихоньку – бывает, увольняются целыми отделами) выпихивают из учреждения.

Экономика пока ещё живёт за счёт краткосрочных и очень дорогих займов, но сколько это будет продолжаться – не знает никто. Однако, скрытая инфляция (посмотрите на цены в магазинах и на курс доллара в обменниках и поймёте, что это такое) как бы намекает: «печатный станок» в недрах НБУ набирает ход. Будет вам, граждане, рано или поздно доллар по 8. После деноминации, когда три нуля уберут.

Автор