Армия расправляет плечи, и это уже не повернуть вспять
Верховный Главнокомандующий ВСУ, Петр Порошенко поручил СНБО изыскать резервы и с января 2019 года повысить зарплату военнослужащим без малого на 30%.
Эту новость все восприняли по-разному. Кто-то довольно кивнул головой. Другие просто пожали плечами! Безусловно, что были и такие, которые затянули привычную песню «Слив Украины» из сборника «Застольные песни махрового зрадофилитика». В мокшанских лесах, кстати, слегка струхнули «Порох, сволочь эдакая, войско возрождает» и принялись строчить фейковые пасквили. Мой кот Марик, глядя на эту криворукую текстовую хохлому, ехидно ухмыляется и начинает недвусмысленно грести лапами специальный грунт в лотке…
Когда мужчина уходит на войну, он бросает всё и делает шаг в неизвестность. Да, так надо! Так получилось. Времена такие наступили. Доигрались в игру «Моя хата с краю». Тогда, в первые годы войны, все было иначе, чем общепринято в армиях. Сначала волонтеры (а потом, конечно, государство) тебя оденут, обуют, даже накормят, если зампотыл с начпродом не сильно наелись ухи. Даже сигареты найдутся. Это все понятно. Но во всем этом непонятном великолепии есть один вопрос. Воооообще непонятный. Острый, как края пустой банки из-под тушенки. А за что жить твоей семье? Их кто будет кормить? Про одевать и обувать речь уже не идёт. Как внезапно тогда оказалось, каждому солдату положено жалование. (Уже легче, на хлеб и картошку семье хватит).
В октябре 2014 года «голая» зарплата обыкновенного солдата была аж 2 700 грн. Плюс АТОшные 3 000 грн. Загалом 5 700 грн. Да-да, именно ради этих «огромных денег», если верить местным посипакам Кремля, мы все пошли на войну. Правда, на войне убить могут на хрен. (Согласен, бизнес-план не идеален, но что тут поделать?). Затем выплаты росли, АТОшные стали двухуровневыми, первая линия и вторая. И вот если верить Президенту Украины (а не доверять ему у меня, по крайней мере, поводов нет), с января следующего года зарплата солдата на так называемой первой линии составит 20 000 грн.
Конечно, мы все без исключения хотим видеть более весомую цифру. Тридцать тысяч, сорок и даже пятьдесят. Если не больше. Вот только невозможно из десятилитрового ведра вычерпать пятнадцать литров воды.
Сейчас объясню на пальцах. Каждый год МО Украины получает свою часть бюджетного пирога. Например, в 2007 году это было чуть больше 9 миллиардов гривен, а вот в 2017 бюджет вырос в восемь раз, достигнув отметки в 72 миллиарда. (Но и этой суммы всё равно недостаточно, чтобы закрыть полностью все потребности воюющей армии).
Так вот. Есть условная финансовая масса. Почему условная? Да потому что они эфемерные, призрачные и нарисованные для МО, украинские сольдо в государственном бюджете ещё нужно превратить в живые деньги, то есть собрать по сусекам. Эту, в понимании простого человека, огромную кучу денежек нужно как-то разделить. Ну, тобто каждой сестре по серьгам. Можно, конечно, никак не делить. Просто сразу всё взять и раздать войску. Вам смешно? А мне нет. Некоторые специалисты художественного свиста именно так и мыслят. Кстати, мировая практика в этом вопросе четко придерживается некоего правила справедливости. Половина бюджета ВС должна уходить на содержание армии (зарплата, перловка, тушенка), 20% на обучение и остаток, тобто 30%, на восстановление техники и материальной базы, закупку новых образцов вооружения и так далее. Но это в идеале.
Я тут полистал так называемые белые книги Министерства Обороны Украины. Интересные брошюрки, любителям покопаться в цифрах, сопоставить грешное с праведным и почитать фразы «великого» Соломатина будет зело интересно. Знаю, что мало кто любит скучные цифры, и все же.
Напомню, что, например, бюджет украинской армии образца 2007 года составлял 9,13 млрд гривен. 74% от этой суммы пошло на утримання армии. Тобто проели. А задавшись вопросом качества питания в те годы и блеска кирзовых ботинок, можно наколядовать жменю квадратных вопросов. Нужно отметить, что 16% от бюджета всё же потратили начебто на оновлення, восстановлення і таке інше. (Те же вопросы с острыми углами). В следующе годі бюджет не радовал активной положительной динамикой. Оно-то и понятно. Кому нужна та армия, на которую с огромной натяжкой тратился 1% от общего ВВП?
В предвоенный 2013 год украинской армии с барского Витькиного плеча отслюнявили 15,2 миллиарда грн, что, впрочем, составило те же дохлые 0,92 % от ВВП. Почему я постоянно привязываю бюджет армии к показателям внутреннего валового продукта государства (ВВП)? Да потому, что кто-то из исторических умников однажды сказал «Государство, которое не хочет кормить свою армию, будет кормить армию противника!». Смеялись? Не понимали о чем речь? Жизнь заставила снова вспомнить это изречение и вцепиться в него обеими руками. В тех же странах НАТО есть жёсткое правило – бюджет Вооруженных Сил не должен быть меньше чем 2% от ВВП.
Поехали дальше. В прошлом году в условный финансовый рюкзак Збройних Сил України насыпали чуть больше 72 миллиардов гривен, что составило… 2,56% от ВВП. В тех жестких условиях, которые нам диктует война, 72% этой суммы были потрачены на содержание армии (да-да, в том числе зарплата и остальные выплаты военным, новая система питания, новая форма, новая обувь и так далее). И почти весь остаток, за минусом скудных трёх, вернее, почти четырёх процентов на обучение, отправили на ремонт и восстановление материально-технической базы (стройки бригадных лагерей на полигонах и туеву хочу общежитий поліпшеного типу), а также на закупку новых образцов техники и вооружения.
Все три статьи расходов нужны. Без них никак. Можно, конечно, всё отправить на закупку техники, а что тогда есть солдатам, и за что им жить? Выдать весь бюджет в виде денежного довольствия военнослужащим? В общем сами все поняли?! Да-да, это то самое условное десятилитровое ведро, из которого очень хочется вычерпать литров двадцать воды. И ведь нужна эта дополнительная живительная влага, но увы. Есть только десять литров и ни капли больше.
В этом году армия запросила рекордную сумму, – что-то там более ста миллиардов гривен. Сколько наши верховные депутаты дадут, – время покажет! Кстати, советую очень внимательно следить за манипуляциями их шаловливых ручек при распределении финансового пирога для армии, которая собственно и бережёт их верховные жизни, а так же Лексусы и Ренжи от пуль и осколков. И, главное, как и кто будет голосовать?
Ну, и теперь какашка от Кота сверху на тортик. Мы же всё любим считать в зелёных американских гривнах, сиречь, в долларах, да?! Ну, там курс цены картошки или бокала пива. Так вот, смотрите какая получается забавная картина маслом.
В 2007 году бюджет ВСУ составил примерно 1,8 млрд $ (средний курс 5 грн/1$).
В 2011 году – 1,58 млрд $. (средний курс 8 грн/1$)
И предвоенный 2013 год – 1,9 млрд $ (средний курс 8 грн/1$).
Вкусные цифири, тобто тортик? Почти два миллиарда долларов перед самой войной. А теперь, собственно, сама «вишенка» коричневого цвета. Сами себе ответьте на вопрос «А куда жы ж, б*дь, девались эти миллиардики, если солдатики ходили в кирзе, кушали хрен пойми что, и к войне нам приготовили железные каски и миллионы современных бронежилетов, тепловизоров и беспилотников. Правда, невидимых?!». Ой, я знаю. То всё нынешняя злочынна влада поворовала, фабрику в Липецке построила и путевку на Мальдивы купила. Ах да, ещё в Испанию… Ну, не падлы, а?
До речі, а вот Верховний депутат Виталий Рошенкович Винтовкин не хочет задаться целью и пересчитать количество современных снайперских винтовок, которые были на вооружении ВСУ в первый день войны?! Проверить цвет ложа, крутизну оптики, комплектность тепловизионным Арчером, угол раскрывания сошек, попробовать на зуб метал из которого сделан ствол? Обнародовать данные? Ткнуть их в морду тех, кто сейчас оттанцовывает под кремлевскую «Боже, царя храни»?
Ах, незадача-то. То было в прошлом, и никому уже не интересно… Эээээх. А мы-то думали…
Армия расправляет плечи, наращивает мускулатуру, облачается в современные «доспехи» и точит очень небезопасную для противника саблю, тоже, кстати, достаточно современную. И это уже не повернуть вспять. Как бы не старались некоторые черноротые политики.
P.S. Ну, и крайние цифры. Как я уже говорил, в ноябре 2014 года солдат на передовой получал 5 700 грн ($380). При этом, если бы не помощь народа Украины, воевали бы мы в трусах. А вот уже с января 2019 года валютный эквивалент зарплаты бойца на первой линии составит примерно $700. При этом он одет, обут, накормлен, обеспечен средствами связи (очень жду истерики зрадюков после этой фразы) и достаточно неплохо вооружён. Не-а, ничего не меняется… Вообще.