Судьба украинской success story
Представьте себе страну, которая за пять без малого лет сумела:
- Ликвидировать многолетние и многомиллиардные газовые коррупционные схемы;
- Внедрить уникальную систему прозрачных тендерных закупок;
- Превратить старую постсоветскую милицию в новую полицию, радикально обновив кадры;
- Вычистить прокуратуру;
- Начать судебную и медицинскую реформы;
- Создать систему антикоррупционных органов;
- Посадить 2600 коррупционеров, вернув в бюджет миллиарды;
- Сделать обязательным публичное декларирование доходов и имущества чиновников;
- Во время войны стабилизировать курс национальной валюты, вернуть золотовалютные резервы на довоенный уровень, повысить пенсии и зарплаты;
- Провести сверхуспешную реформу децентрализации;
- Коренным образом оздоровить банковскую систему;
- Лишить ряд олигархов влияния на государство и вынудить их скрыться из страны;
- Построить практически с нуля современную армию;
- Остановить агрессию государства со второй по силе армией мира;
- Добиться международной поддержки на всех уровнях, поднять отношения с Западом на невиданную доселе высоту;
- Сломать культурную и религиозную гегемонию державы-агрессора.
Что бы вы сказали про эту страну и её руководство?
По логике вещей, люди, сумевшие осуществить всё это за такой, сравнительно небольшой срок, должны были бы стать образцом для подражания международного масштаба. Такая страна стала бы для постсоветских и постколониальных держав образцом “success story”, истории успеха. Чиновники из развивающихся стран приезжали бы в неё, чтобы учиться реформам. Лидеры государств “третьего мира” выстраивались бы в очередь, чтобы нанять отставных госдеятелей этой страны в качестве советников и консультантов. “Хотим, чтобы было, как в этой стране!”, – говорили бы демократы и либералы на кухнях.
Вот только вместо абстрактной “страны” нам досталась вполне конкретная Украина. И плевать, что Украина смогла всё вышеперечисленное, и даже больше. Сюда не едут восторженные иностранные журналисты, чтобы рассказать, какие мы тут молодцы. Юлии Латынины всех мастей и полов не снимают про нас восторженные документалки на тему “Почему у Украины получилось?” Мировая пресса не проливает слёз умиления, показывая новые современные школы и Центры Предоставления Административных Услуг со стеклянными стенами.
А всё почему? А потому, что мы сами порочим свою державу, вместо того, чтобы ею гордиться. Мы ежедневно и ежечасно нагнетаем тоску и скорбь. Я ещё понимаю СМИ – у них есть хозяева, которые ради толики политического влияния готовы хоть контент “России-24” пускать в эфир. Но с какой целью так поступают обычные граждане, которые к тому же называют себя патриотами, мне лично неясно.
С каких пор патриотизм свёлся к выпячиванию всего плохого, что есть в твоей державе, и игнорированию всего хорошего? Давно ли патриотами стали называться те, кто позорит свою страну перед иностранцами и желает её руководству неудач во всех начинаниях?
И стоит ли удивляться, если вместо историй украинского успеха в международных СМИ там и тут мелькают заметки про разгул коррупции, бандитизма, цензуры и всего, чего только можно придумать? Мы сами позволили (а многие даже благословили это), чтобы от имени украинцев вместо условного Бендукидзе говорил безусловный Кадыров-Онищенко.
Конечно, немного жаль: то, что по всем законам здравого смысла должно было стать красивой сказкой, стараниями значительной части нашей общественности выглядит мрачноватой антиутопией. Но, с другой стороны, мы продолжаем идти своим путём: подумаешь, о чём там воют шакалы, пока наш караван движется в будущее?