Принцип трех Д: диффамация, деморализация и дегуманизация

Олена Монова
Олена Монова

Три кита, на которых держится любая информационная война. Война между Украиной и Россией — не исключение. Скорее яркий пример, на котором можно смело изучать принципы, стратегию и тактику ведения такой войны.

Уже почти пять лет Украина под информационным огнем, который по интенсивности ничуть не меньше огня реактивного, скорее — во много раз больше и мощнее. И этот огонь не ослабевает со временем, он усиливается и становится все более наглым: события, достижения и персоналии в Украине продолжают подаваться в искаженном свете в прокремлевских СМИ.

По информации, собранной и систематизированной изданием EU vs Disinfo, Украина возглавляет список целей кремлевских информационных атак в Европе: среди 1000 случаев дезинформационных вбросов, зарегистрированных в течение 2018 года, Украина фигурировала в 461. Это практически половина. Вдумайтесь: половину своих информационных боезарядов, предназначенных для всей Европы, Кремль тратит на нас.



Независимое российское издание «Инсайдер» в своем разделе «анти-фейк» обращает внимание на то, что чаще всего российские государственные СМИ, подчиненные Кремлю, в качестве основы для откровенных фейков либо искаженной информации используют темы иностранных долгов Украины, украинскую армию, а также Президента и высших чинов страны.

Киевский интернет-ресурс «StopFake», который уже несколько лет отслеживает то, как прокремлевские СМИ изображают нашу страну, недавно представил Топ-10 дезинформационных атак, нацеленных на Украину в 2018 году.

В список «StopFake» входят сообщения о том:

  • что украинских детей «вынуждают играть с плюшевым Гитлером»;
  • что украинские студенты «вынуждены отказываться от родственников, живущих в России»;
  • что инвалиду-переселенцу “порвали рот за то, что разговаривал на русском языке”;
  • что украинская национальная церковь «становится христианской версией ИГИЛ»
    etc.

Векторы российских дезинформационных атак разнонаправлены, их всего три: один нацелен на аудиторию в России, второй — на украинскую аудиторию, третий — на третьи страны, в основном США и Европу.

Россиянам чаще всего скармливают нарративы, дегуманизирующие украинцев, показывающие нас и руководство страны как циничных и безжалостных наследников нацизма 20 века. Такая стратегия всегда безошибочна, дегуманизированного противника легче убить, а страну превратить в приемлемую цель для военной агрессии. Причем агрессия будет преподнесена с ярлыком «защита».

С украинской аудиторией работают по другим алгоритмам. В основном через нивелирование военного и экономического потенциала Украины, принижение достижений ВСУ, а также дискредитацию военного и политического руководства страны. Все это прекрасно срабатывает на людях, не способных к критическому восприятию информации, элементарному анализу и информационной гигиене. Такие люди будут полностью деморализованы, потеряют веру в собственные силы, в компетентность руководства страной и в ее будущее.

Теперь перейдем к западной аудитории. Ей Украину прокремлевские СМИ не первый год пытаются представить виновной в конфликте с Россией. Практически зачинщицей, а также недоговороспособной сволочью, не дающей конфликт завершить. Уже не приходится сомневаться, что целью долгосрочной кампании по дискредитации Украины было поставить под сомнение ответственность России в конфликте в целом и недавней эскалации его в Азовском море. Подобная стратегия использовалась (и продолжает использоваться) Россией и в случае с Боингом MH17, несмотря на выводы и заключения всех экспертов и комиссий.

Отдельный блок фейковых вбросов направлен на то, чтобы показать (в первую очередь российской и западной аудитории, а если получится захватить и украинскую — то и отлично), что Революция Достоинства провалилась, никаких изменений нет, наоборот, стало еще хуже, все плохо и вообще полвареника.

Ярким примером такого вброса стало недавнее «интервью» с якобы разочарованным украинцем, показанное в прайм-тайм основными каналами российского пропагандистского телевидения. Правда, очень быстро обнаружилось, что интервьюируемый оказался актером из Беларуси.

В данном случае адресатом фейка очевидно была та часть российской аудитории, которая потенциально могла бы захотеть получить подобные изменения в своей стране, а также аудитории в других странах, соседствующих с Россией, которые также могут начать черпать вдохновение в украинском Майдане. Да вот хотя бы та же Беларусь.

Ну и, наконец, если западная аудитория сможет это проглотить, в дополнение к заявлениям о том, что Украина не является государством, а всего лишь страной 404, что украинцы и русские — адиннароттм, то Кремль вполне может надеяться, что Запад сочтет поддержку Украины не стоящей внимания и потраченного времени.

Что из всего этого следует.

Во-первых (и в-главных).

От нас не отстанут. Никогда, ніколи, never. Забудьте об этом. От нас не отстанут, пока мы существуем в одной и той же реальности. От нас не отстанут даже после того, как сдохнет х*йло. От нас не отстанут просто потому, что это прошито у них в матрице. Нет никаких мы и они. Есть либо мы, либо они.

Во-вторых.

Некоторым пора уже вспомнить, что в голову не только едят. Думаем, анализируем, проверяем, учимся, соблюдаем информационную гигиену, перестаем быть всеядными, становимся в хорошем смысле брезгливыми.

И наконец.

Ми продовжуємо зберігати спокій, але кулемет має бути начищеним завжди. Ми мусимо спати з кулеметом, їсти з кулеметом, ходити з кулеметом в магазин і до кіношки.
Ми маємо бути напоготові ЗАВЖДИ.
Поки не залишимося тільки ми та решта цивілізованого світу.

Carthago delenda est.

Поділитися:

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Social Share Buttons and Icons powered by Ultimatelysocial