Вне политики

Юрій Гудименко

Вне политики на планете Земля в данный конкретный момент жить могут разве что пингвины и простейшие микроорганизмы, и то в пингвинах я не уверен. Львы, например, находятся от политики в прямой зависимости: если правительство страны пожелает сделать саванну (или где там живут львы) зоной заповедника, львы будут жить долго и счастливо, заводить птиц-секретарей и кричать «Хакуна матата». Если правительство решит наполнить бюджет за счет иностранцев-охотников и станет организовывать сафари, львы умрут. Микроорганизмов, кстати, это тоже касается – взаимосвязь между политикой, экономикой и уровнем, например, вирусной заболеваемости довольно-таки очевидна.

Вне политики жить могут те, за кого политики уже всё решили. Население СССР десятилетиями жило вне политики: в избирательном бюллетене одна партия и один кандидат, зато в буфете булочки – пойди ошибись с выбором. И то политика так или иначе была везде – вспомните частушки про Горбачева или анекдоты про кукурузу, иностранные радиостанции по вечерам на кухне и список запрещённых рок-групп. Это не говоря уже о тех случаев, когда «внеполитичным» советским гражданам политика стучала в двери в тридцать седьмом, морила их голодом в тридцать третьем, приносила похоронки в сороковых и повестки в афганскую войну в восьмидесятых.

Вне политики жить в современной Украине нельзя. Не то чтобы невозможно – возможно. Но нельзя. Нет такой моральной возможности, нет такой опции в меню.

Не может быть вне политики музыкант – он должен принять решение, ездить ему в Россию с концертами или нет, поддерживать свою армию или молчать о ней. Молчание – это ведь тоже позиция.

Не может быть вне политики простой рабочий или пенсионер. Как минимум потому, что он имеет право голоса. Как минимум потому, что даже если он на выборы не пойдёт, то это тоже выбор, и он влияет на политику – это означает, что голос человека, который до выборов таки дойдёт, будет весить больше – явка-то уменьшилась.

Не может быть вне политики ни айтишник (состояние экономики и налоговые правила влияют на его зарплату и покупательную способность), ни ребёнок (ему жить в стране, которую построят его родители), ни врач (по понятным причинам). Солдат не может. Полицейский не может. Бизнесмен не может. Никто не может. Нет такой опции. Ругать политиков на кухне – это тоже быть в политике: ты транслируешь свои месседжи на окружающих. Смотреть политические ток-шоу – это тоже быть в политике: они влияют на твой голос на выборах и на твоё решение туда идти. На улицах ты видишь политические борды, по радио ты слышишь новости, ты это интерпретируешь, рассказываешь другим, делишься в соцсетях, влияешь на чужие мнения – поздравляю. Ты в политическом процессе.

Пока – как пешка. Ты видишь только то, что тебе показывают. Твои знания о процессах мизерны. Твой запас знаний в этом деле минимален и – чаще всего – нерационален и базируется на ложных посылках (разделение ветвей власти и взаимосвязи между ними тебе неясны, поэтому в твоей картине мира за повышение тарифов у тебя отвечает Президент, а за яму во дворе – министр и депутаты парламента).

Но и пешка влияет на доску. На игру. И ты уже в ней. Хочешь ты того, не хочешь – ты ходишь. Ты в политике, приятель. Ты влияешь на будущее этой страны.

А чтобы пройти если не в ферзи, то хотя бы в слоны, набирай вес. И знания. Читай про разделения обязанностей между ветвями власти. Между Кабмином и парламентом, Министерством обороны и Генштабом (это для любителей покритиковать армию), между городским головой и городским советом, между Бабелем и Бебелем. Узнай, кто депутат по твоему округу и какие его полномочия. Напиши наконец первый запрос в органы местного самоуправления.

И ты увидишь, что политика – это просто механизм управления. А управления государством или управления тобой – это ты уже решишь сам.

Политика – она про решения.

Автор