А что там у ПАПы? Азбука автокефалии

Олена Монова

Внимание, много букв, так что те, кто осиливает только этикетки на пиве, идут мимо, остальным, возможно, будет интересно почитать азбуку автокефалии.

В субботу по всей Украине проходили торжества, приуроченные к 1030-летию крещения Руси-Украины. И в этот раз в них принимали участие не только веряне и первые лица страны. Все, кому не безразличен суверенитет страны, все, кто понимает важность выхода украинской церкви из-под влияния Кремля, либо принимали непосредственное участие в торжествах и прошлись ходой по Киеву, либо внимательно следили за происходящим, благо, трансляций было предостаточно (не считая одного суспільного канала, но это совсем другая история). Даже затятые атеисты и осторожные агностики.

Я, например, будучи представителем циничных безбожников, гарцевала по всему фейсбуку между стримами, любовалась ходой, хлопала в долоньки, когда у Онуфрия дымилось из-под рясы, и поджимала пальцы на ногах от восторга, наблюдая массовые набеги в комментарии балалаечной саранчи. А еще внимательно читала и систематизировала наиболее часто встречающиеся вопросы. Потом пошла с этими вопросами к умным людям, которые в теме, и получила на них исчерпывающие ответы.

Текста будет много в этот раз, но и тема не рядовая. Так что взуваем окуляры, берем чай-кофе-печеньки — и читаем.

1. Что такое автокефалия, когда возникло это понятие? И что значит автокефалия для Украинской Церкви?

— Автокефалия означает «самоуправление», и возникло это понятие в эпоху раннего средневековья, когда было пять автокефальных церквей. На сегодня автокефальными являются почти все церкви православных народов с древней христианской традицией (Россия, Грузия, Греция, Румыния, Болгария), а также автокефальными являются церкви, где православное меньшинство весьма влиятельно (например, Польша).

Автокефальные Церкви не полностью изолированы друг от друга, а, наоборот, существуют во взаимном общении, и реализуется это в первую очередь в совместных литургиях лидеров церквей во главе с Константинопольским патриархом, в общих сборах и совещаниях. Автокефалия — это самостоятельное вхождение в семью православных церквей и православных народов, без стороннего посредничества.

Очевидно, что в Украине как в независимом государстве должна быть автокефальная церковь, ведь мы ничем не хуже православных болгар или поляков. Пора выбираться из-под гундявской рясы, обладатель которой делает все для того, чтобы Украина оставалась в поле притяжения Московии, отрицает право украинцев быть отдельным народом, а украинские святыни считает русскими.

Не так давно на собственном 70-летии патриарх Кирилл резко заявил, что Москва никогда не уступит канонических территорий в Украине, сказав буквально следующее:

«Пользуясь случаем, в присутствии глав и представителей всех Поместных Церквей я благодарю владыку Онуфрия за его мужество и твердость в отстаивании святого Православия и за сохранение канонического единства Церкви. Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на смену священных канонических границ нашей Церкви. Потому что Киев — это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии.

Грех раскола исцеляется не насилием и лукавством, но покаянием и любовью во Христе. От болезненной язвы украинского раскола страдает все тело церковное, и боль от нее ощущается не только на Украине, но и в диаспоре, и на канонических территориях других Поместных Церквей. Опасность разделений в Церкви понятна каждому из нас. Именно поэтому анафемствование Русской Церковью бывшего монаха Филарета (Денисенко) было поддержано всеми Поместными Православными Церквами. Хотел бы выразить сердечную благодарность тем Предстоятелям и представителям Поместных Церквей, которые открыто выступают в поддержку канонического Православия на Украине».

Конец цитаты.

Если перевести с гундяевского на доступный, все обещания Москвы рассмотреть вопрос об украинской автокефалии прочно забыты (никогда такого не было, и вот опять), при этом все громче и истеричнее звучат публичные заявления о том, что согласия на изменение границ РПЦ никогда не будет.

Более того, Кирилл считает украинцев искусственно образованной нацией, по его убеждению, мы с вами — это такой культурный субэтнос в пределах русского народа, как поморы или сибиряки, например. Само право на существование украинцев как чего-то отдельного озвучивается спикерами РПЦ как геноцид единого русского народа. А это значит, что Украина показывает Гундяеву обидный кукиш и идет решать все проблемы с Константинопольским патриархатом, как давней Церковью-Матерью и высшей апелляционной инстанцией.

2. Чем автокефальные Церкви отличаются от автономных?

— Автономная церковь подчиняется главе автокефальной церкви и имеет над собой его синод как орган контроля, который задействуется во время кризисов. Также предстоятель, а в некоторых случаях — структура и иерархи автономной церкви, должны получить благословение от Церкви-Матери.

Зато автокефальная церковь полностью независима в своем устройстве и в решении вопросов своей жизни, в частности — избрании предстоятеля и иерархов, определении структуры.

Автокефальной церкви во время кризисов оказывается помощь Вселенским патриархом и Совещанием всех предстоятелей Православных Церквей. Такие случаи кризисов и помощи были недавно в Болгарии и в Иерусалимской Церкви.

3. Что такое Томос об автокефалии Православной Церкви в Украине?

— Это официальный документ Константинопольского патриарха, которым провозглашается автокефалия Украинской церкви, и который должен быть сразу или постепенно принят как действующий другими церквями.

4. Что изменится после предоставления Томоса Константинопольским Патриархом для обычных православных прихожан и вообще для Православной Церкви?

— Веряне национально ориентированных общин прежде всего перестанут чувствовать себя «православными второго сорта». Миллионы украинцев вернутся к каноническому общению с мировым православием. У сторонников московской церкви исчезнет аргумент «неканоничности», «неблагодатности», которым они объясняют нежелание объединяться или канонически общаться с украинскими православными церквями.

5. Каких именно Церквей касается Томос о Поместной Церкви?

— Он касается всех епископов с их священниками и верянами, которые захотят быть частью автокефальной церкви, что будет признана вселенским православием. На сегодняшний день к процессу присоединились все архиереи УПЦ КП и УАПЦ, а также часть архиереев УПЦ (МП). Если процесс успешно будет развиваться, часть архиереев УПЦ (МП) публично присоединится к нему.

6. Что будет с УПЦ (МП) после предоставления Томоса?

— Каждый верянин, каждая община, каждый священник и архиерей смогут решать для себя: присоединиться к канонической Украинской церкви или же оставаться в московской.

Государство и сознательные активные граждане не допустят любого насилия. Но после провозглашения канонической Украинской церкви стоит ожидать переходов к ней общин, священников, архиереев.

Конечно, будут определенные силы, которые останутся верными Москве, они будут иметь такую возможность. Но со временем их будет становиться все меньше.

7. Будет ли предоставлен Томос, если УПЦ (МП) будет против?

— Томос предоставляется не какой-либо из существующих церквей, а архиереям, которые обратились с соответствующей просьбой к Вселенскому Патриарху. Поэтому мнение УПЦ (МП), РПЦ в целом и любой другой церкви (кроме Константинопольской Церкви-Матери) не будет определяющим.

УПЦ (МП) имела все шансы решить проблемы украинского православия, но ничего не делала. То же можно сказать о Москве. И РПЦ в целом, и ее часть, которая называется «УПЦ (МП)», имели полную поддержку Константинопольского патриархата и всех православных церквей для того, чтобы решить все назревшие вопросы. И они ничего не смогли решить. Поэтому теперь архиереи, священники и общины УПЦ (МП) имеют шанс поддержать исторический процесс и приобщиться к возникновению автокефальной Православной Церкви в Украине.

8. Кому будут принадлежать основные православные святыни (Киево-Печерская, Почаевская лавра)?

— По украинскому законодательству соответствующие решения принимаются общинами. Поэтому нас ждет процесс определения общин, священников, архиереев — какой церкви принадлежать, и в какую церковь приписывать соответствующий храм.

Государство будет следить, чтобы все происходило цивилизованно, в соответствии с законом. Очень важно, чтобы не было каких-то насильственных, провокационных действий, поскольку они обязательно будут использованы в гибридной войне против Украины.

9. Будут ли выбирать Главу Поместной Церкви, и если да, то как это должно происходить?

— Да, будут выбирать. После провозглашения Томоса посланник Вселенского Патриарха прибудет в Украину на Собор архиереев, написавших обращение о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. Именно эти архиереи выберут предстоятеля Церкви, которая получит Томос.

10. Провозглашение Поместной Православной Церкви в Украине каким-то образом сможет оказывать влияние на верующих других конфессий, в частности, УГКЦ, РКЦ, протестантов?

— Сегодняшние процессы касаются исключительно православных.

Авторитет национально ориентированного епископата велик, УГКЦ признает УПЦ КП своим естественным союзником, поддерживает сегодняшние процессы.

В Украине, в отличие от России, нет и не будет гонений на католиков, протестантов, иудеев и мусульман. Все основные церкви и религиозные организации действуют совместно, по-братски, а потому проблем не может быть в принципе.

В Украине действует уникальная платформа для межконфессионального диалога — Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций; сложилась добрая традиция решать любые вопросы цивилизованным способом. Так будет и впредь.

11. Каким образом будет признан Патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет (Денисенко), если на него РПЦ наложила анафему?

— Патриарх Филарет (Денисенко) уже обратился к Константинопольскому Патриарху, который имеет полномочия высшей апелляционной инстанции, о признании анафемы, наложенной на него Русской православной церковью, недействительной. После рассмотрения Синодом Вселенского Патриархата этой апелляции, анафема будет снята.

Все остальные епископы и другое духовенство будут признаны в тех статусах, в которых находятся в данный момент.

12. Станет ли церковь после предоставления автокефалии государственной?

— В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. Поэтому и после провозглашения автокефалии церковь и государство останутся независимыми друг от друга.

Ффух.

Кажется, все.

Ну и на закуску новость для заскучавших от длинного текста атеистов, которые на небе не видят бога, а видят облака, стрижей и самолеты: в Украине растет количество современных аэропортов. Несмотря на сдерживание российской агрессии, несмотря на то, что государственные ресурсы в первую очередь направляются на обеспечение безопасности граждан и сохранение суверенитета страны.

Тем не менее, Украина находит возможности для долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.
Причем речь идет не только об инфраструктуре крупнейших городов, но и обычных областных центров. В частности, недавно после успешной реконструкции международный аэропорт «Полтава» принял первый рейс. Теперь аэропорт Полтавы сможет не только с комфортом принимать пассажиров внутригосударственного сообщения, но и зарубежные рейсы.

Итак, подытоживаем: Томосу быть, самолеты летают, Carthago delenda est.

Всем, кто дочитал, орден «Ветеран фейсбучной войны» первой степени.

Далі буде, шануймося.

#а_что_там_у_ПАПы

Автор