Вы не поверите, но мир становится добрее…

Антон Швец

Прочитал отличный пост на тему того, что у нас система транспорта дебильная. У нас, это на планете в общем, не считая нескольких заповедных мест. Ну, тех, где остановки и переходы делают так, чтобы устроить на них ДТП надо было постараться.

Почему так, вопрошает автор. Почему все обсуждают наезды на пешеходов, а не идиотизм системы в общем?

А потому что привыкли.

Потому что нынешние времена, которые вы считаете временами цинизма, декаданса и ненависти, на самом деле времена невиданного ранее человеколюбия и благополучия.

А раньше всем было в лучшем случае пофиг, а в худшем – никто не видел проблемы, если немного людей умрут. Это даже иногда считали полезным.

Транспортная система создавалась тогда, когда еще существовала теория Мальтуса, и проблемой мира считалось возможное перенаселение и будущая бескомпромиссная борьба за оставшиеся невозобновляемые ресурсы. Во времена, когда люди считали рабство и сегрегацию нормальными и богоугодными вещами. Во времена, когда женщину не считали за человека и размещали где-то на уровне собаки.

Мир стремительно меняется. Вы не поверите, но становится добрее, в том числе и стараниями столь нелюбимых мной леваков.

Харви Вайнштейн пялил телок, и это было нормой в его время и в его среде. Хочешь на киноэкран? Через постель, дорогуша, а что – все так делают. Это время Плейбоя и Хастлера – без рогатки и силиконовых сисек нет карьеры. Без ночи с продюссером – нет роли, пока ты сама (сам) не входишь в касту тех, кто зазывает на ночь.

И, вообще, “кто спрашивает бабу, прости господи?” Да и вообще, кто спрашивает кого-то кроме аристократа (суперзвезды) или магната (миллиардера).

Вам сложно поверить? Посмотрите старого Джеймса Бонда. Шон Коннери в образе английского разведчика не гнушался сказать черному нести чемоданы, а потом у*ать бабе пощечину. С размаху и с оттяжкой. И это было нормой.

Туда же Тимоти Далтон. И это еще были образы джентльменов в кинематографе. Это образ не злодея, а образ героя, примера для наследования.

Если посмотреть фильмы 50-70х, то там четко постулировалось, что сильный мужчина не обнимает истерящую женщину, а отпускает ей пощечину. И говорит заткнуться. Пробивали бабам в фильмах и от большой любви и чувств, и для профилактики, и просто так. Настаивали на вдувании тоже (впрочем, канон требовал от баб отпираться всегда, даже если хочется). Мужикам тоже пробивали, но пробивание мужикам и сейчас смотрится норм, а избиение беззащитных женщин уже вызывает оторопь.

Тысячи их таких фильмов. Ее на экране лупили и принуждали для массового зрелища, чего вы удивляетесь тому, что перед экраном ее кто-то зажимал?

Тогда это было нормой, сейчас вызывает удивление и возмущение.

Но мы отвлеклись. Дороги.

Если пейзане не успели сбежать с пути конного экипажа аристократа, то это проблемы пейзан. Если ребенок настолько глуп, что сует пальцы в розетку – это проблемы ребенка. Всего двести-триста лет назад смерть 250 детей из 1000 в возрасте до пяти лет считалась офигенно фантастической цифрой и получать ее удавалось в исчезающе малом количестве городов на планете. У остальных 300-500, и это без войны или голода.

Смерть глупых, нерасторопных и неповоротливых людей не считалась трагедией, потому что людей не считали равными даже близко. Самураи вокруг сегуна и вассалы вокруг сюзерена четко продолжали иерархическую структуру оценки людей по праву жить до самого низа социальной лестницы (кстати, про лестницу тоже выражение из тех годов). Молодой, знатный, красивый, здоровый и умный должен был жить, остальные должны были сдохнуть и не тратить ресурсы.

Мы живем в мире, построенном людьми, которые даже близко не были похожи на нас. Дороги должны были обеспечить работоспособность экономики (и слаженность войны) и быть безопасными для тех, у кого хватило денег на них ездить (да, проезд был платным почти везде, где было нормальное покрытие). Для остальных – поскольку постольку.

Дорожная система Европы – это детище абсолютизма, именно при полном укреплении королевской власти началось восстановление римских дорог и прокладка новых. Та же борода у арабов – при халифате и в Багдаде.

Переход через дорогу хреновый? А ваши предки радовались бы, что не надо месить лошадиное говно. В 1900-х в заштатном на тот момент Нью-Йорке лошади производили каждый день ТЫСЯЧИ ТОНН навоза. После дождя по улицам текли реки из говна, а в сухую погоду пыль из засохшего навоза разносило ветром по всему городу. Так это Нью-Йорк. Про Лондон вообще страшно сказать. Однако навоз был не единственной проблемой.

Количество ДТП с участием лошадей было на душу населения в год больше, чем количество ДТП с участием машин. Попасть под лошадь в конце 19 – начале 20 века было вообще не сложно. Тормозов-то нет у повозки, да и у лошади так себе тормозная система, а весит оно все будь здоров. А покрытие дороги скользкое, потому что что? Потому что в говне.

И это при вообще не сравнимых скоростях движения и плотности потока.

Кстати о скорости.

Дилижанс на хорошей дороге (где кроме него только верховые и повозки) мог дать до 50км\ч. Первые паровозы тоже в таком диапазоне. Предки трамваев поменьше. Эта скорость считалась сумасшедшей. По городу понятное дело все ездили намного медленней. Но даже такие скорости (в 10-20 км\ч) вызывали большую смертность чем сейчас.

Теперь скорости выше и намного выше.

А улицы у нас такие же, в принципе, как в 1850-х годах, только камень или насыпное покрытие заменил асфальтобетон. А скорости впятеро выше.

Современная цивилизация только сейчас преодолевает тяжелое наследие нашего славного и великого, но всё равно крайне не идеального прошлого. Наследие-то понятно было необходимо, без него мы бы не оказались в этой точке и не имели бы ни времени, ни ресурсов, ни стимула задумываться. Но преодолевать и улучшать его надо.

В каждом из пунктов.

От сегрегации человеков и до транспортной системы, где автомобили из металла, перемещающиеся со скоростью 60 км\ч (в лучшем случае), соседствуют в одном пространстве маневра с людьми из мяса и костей, перемещающимися в десять раз медленней.

Ломать традиции всегда сложно психологически, а в случае с инфраструктурой и средой обитания еще и ужас как дорого. Космически дорого. Нам дешевле на новом месте нормальное построить, чем старое переделать. Впрочем, нормально построить тоже не выходит, потому что люди привыкли жить не так, как вы им по плану нарисовали.

Привыкли.

Это психологическая ломка. Это изменение жизненного уклада миллионов. Это время. Это деньги.

И мы будем к этому идти, но придут только дети. А может внуки.

А может и никто.

Автор