Период возможных тектонических сдвигов

Олексій Копитько

При такой динамике надо записывать. Иначе потом даже конспирологически не собрать.

1. Для ощущения момента.

11 мая – Индия и Пакистан временно угомонились. Трамп пообещал активнее с ними торговать, чтоб не лезли в шкоду.

11 мая – встреча США-Китай в Швейцарии по экономике. Излучают оптимизм.

11 мая – встреча США-Иран в Омане по комплексу вопросов (4-й раунд). Фиксируют разногласия, но излучают сдержанный оптимизм. Иран – это не только ядерная бимба. Это ещё и нефть в Китай.

11 мая – ХАМАС по итогам прямого диалога с людьми Трампа без участия Израиля освободит заложника и передаст его США. Трамп подтвердит, выразив надежду на скорое «прекращение конфликта».

12 мая по этому поводу в Израиль должен приехать Виткофф. От всех этих перемигиваний с аятоллами и ХАМАСом Израиль не в восторге. Все вокруг клянутся, что разногласий между Трампом и Нетаньяху нет, чем ещё больше подогревают слухи в СМИ – таки есть. Тем временем Израиль вымещает зло на хуситах, снося под корень их портовую инфраструктуру.

13-16 мая – визит Трампа в страны Персидского залива. Где будет саммит с монархами региона. В Катаре ему должны передать в пользование на время каденции роскошный самолёт.

14-15 мая – неформальная встреча министров иностранных дел НАТО в Белеке (Анталья).

15 мая – что-то в Стамбуле…

2. Техническая сторона.

5 мая Трамп делает пас на Эрдогана. На фоне серии заявлений, что россияне слишком много хотят и всего не получат.

8 мая Польша устами Сикорского в присутствии ЕС делает пас на Эрдогана и Си.

8-10 мая Си разминает мозг Пу.

10 мая Украина с партнёрами выкатывает требование 30-дневного перемирия, иначе санкции.

В ночь на 11 мая Путин делает пас на Трампа и Эрдогана: переговоры 15 мая в Стамбуле на основе «Стамбула».

11 мая Эрдоган говорит с Путиным и Макроном.

Путину он возвращает публичный пас для запуска 30-дневного перемирия до встречи. Чтобы кремлёвский вождь мог откликнуться на просьбу друга, а не прогибаться под давлением супостатов. Хоть 12-го мая, хоть 13-го или 14-го. Возможность Путину создана, как отреагирует – увидим.

По итогам диалога с Макроном (судя по публичным реакциям, они друг друга взаимно ненавидят) заявлено, что обсуждали «двустороннюю повестку». Моя гипотеза в том, что Эрдоган попросил Макрона снизить градус риторики, чтобы повысить уровень встречи. Ибо никаких аж таких срочных вопросов для звонков в воскресенье не было.

11 мая Трамп пишет, что Украина должна немедленно согласиться на встречу.

11 мая Украина немедленно соглашается. Лучший экспромт – подготовленный.

Техническая пауза до утра, пока Москва готовит ответ. В нём должна быть отсылка к запрету со стороны Украины на разговоры с Путиным. Но это слабая позиция, если Путин не хочет ехать. Так как в Москве понимают – Украина может приостановить действие запрета в один клик. И что тогда?

Ещё одной отговоркой со старта может быть неготовность повестки для лидеров стран. Ну, так готовьте, ещё три дня есть.

Также в рукаве у РФ всегда есть «козырь» – организация какого-то зверства. В прошлые годы накануне любых переговоров они всегда (!) устраивали провокацию. Теперь вероятна провокация на российской территории.

3. Для контекста.

С зимы Трамп разворачивает сюжет: поговорю с обеими «сторонами конфликта», уясню, кто злодей и не хочет мира, надавлю и всё решу.

В этих условиях логичной тактикой для РФ было:

• Не оказаться единоличным злом, поддерживать историю «не всё так однозначно», чтобы не спровоцировать жёсткую реакцию США;
• Подчёркивать недееспособность Трампа, который надавить может и хочет, но не в состоянии.

Инструменты РФ: игра в «деэскалацию» и тезис о «прямых переговорах с Украиной» для устранения «первопричин».

«Пасхальное перемирие» было в этой логике. Но мой прогноз не сбылся. Я был уверен, что до 9 мая (когда было предсказуемое следующее «перемирие»), Кремль продолжит играть в мерцающую «деэскалацию».

Например, «по просьбе верующих» объявит дневное перемирие для разминирования кладбищ в Провідну неділю /на Радоницу. Или часовое перемирие для пролёта перелётных птиц. Или откроет где-то гуманитарный микрокоридор. И т.д.

Чтобы раздёргать этими инициативами, которые укладываются в логику «мер по укреплению доверия». Тогда можно было бы продолжать бубнить в рамках общих формул о «готовности» без дат, чтобы потом комфортно обвинять в «срыве» Украину.

При этом на фронте ничего не менялось бы.

Но Кремль то ли не смог, то ли не захотел разыграть. Возможно, по причине неудовлетворительного состояния российских войск, которые сами могли развалиться от таких качелей.

В итоге:

1) первая задача провалена – Путин единодушно признан единственным злом,
2) по второй задаче есть прогресс – Трамп признал, что уговорами не способен ничего с Путиным сделать. Гегемон бессилен. Требуются меры принуждения.

4. Получилась весьма интересная диспозиция.

Имеем недвусмысленное заявление европейцев о согласованном с Вашингтоном введении санкций в случае отказа РФ от прекращения огня.

При этом Трамп никакие санкции вводить не хочет.

Европейская «коалиция решительно желающих» – это очень важный момент. Но, при всём уважении и понимании важности, стоит трезво оценивать.

Макрон – чемпион мира по ободряющим заявлениям и символическим ходам а-ля звонок Трампу. Но в материальном выражении на выходе – чаще пустота. Конвертация в действие прекрасных намерений иногда вообще не предусмотрена. Плюс рейтинги политических оппонентов спокойствия не добавляют и сужают манёвр.

Партия Стармера совсем недавно проиграла выборы. Да, местные. Но тенденции все видят. У него пожар дома. Посмотрим на эффективность свежего решения прижать российский нефтяной флот.

Мерцу непросто после срыва первого голосования при назначении. Канцлер в офисе – это хорошо для Германии и ЕС, но Мерцу предстоит «поставить себя на районе». Политическая ситуация у него также сложная.

Туск – человек известный. Но Киев он посещал в роли «и.о. царя», формально не в своей лиге по причине выборов в Польше. Которая сейчас способна многое заявлять, но делать будет после обретения нового президента. Второй тур – 1 июня. Ещё полтора месяца будет чистая риторика.

То есть в данный конкретный момент говорить об испепеляющей мощи этой коалиции сложно, скорее, о её потенциале. Масштаб этого потенциала будет виден по итогу – введут санкции или нет. Они же сами заявили? Сами.

Обозреватели в разных странах единодушны в оценке: Путин заигрался и упустил момент, когда мог выйти из войны (поставить на паузу) с комфортом для себя и для Трампа. Сейчас его манёвр сузился, а чувствительность к пожеланиям Китая стала критической.

Уже идёт и в ближайшие дни продолжится партия, которая может обеспечить тектонические сдвиги.

5. Идеальное для нас решение лежит в плоскости не просто динамики цен на нефть, а в совокупности с сокращением доли РФ на рынке.

Китаю нефть объективно нужна. Ставить под угрозу поставки – значит подстрекать Пекин к экстремальным мерам. А это чревато.

Ирану объективно надо экспортировать.

Низкие цены на нефть осложняют реализацию масштабной программы Трампа по бурению всего.
Когда в многоугольнике США – Китай – Индия – Иран – персидские монархии возникнет намёк на то, что найден формат защиты интересов экспортёров и потребителей без РФ, Путин мгновенно закончит войну.

Если в Кремле поверят, что у конкурентов есть план и хватит воли его реализовать, нет смысла продолжать упираться, так как результат запрограммирован. Надо искать выход. При отсутствии глобальных продвижений на фронте сжигать резервы и тянуть – контрпродуктивно. Тем более нарываться на новые санкции. Напротив, надо искать способ максимально быстро их снять.

Китай может сыграть в эту игру, потому что ощипанная Россия станет ещё более податливой. Тут всё зависит от общей конфигурации с США.

Но идеального в этом мире мало. Поэтому даже при сохранении этой логики потребуется время на согласование позиций и какие-то сдвиги.

Что означает для нас инерционный сценарий: месяцы прерывистой переговорной тягомотины на фоне попыток РФ что-то решить на поле боя, с мерцающим «перемирием», которое может начаться с моря-воздуха (за исключением линии фронта). Ибо отсутствие ударов шахедами в тыл – самое наглядное, что можно «продать». До возникновения новых условий.

Сценарий может быть лучше или хуже. Чтобы он был лучше, рецепт неизменен: стабильность в тылу и помощь фронту.

Возможности правильной дипломатии пока не исключены, часть решений от Украины не зависит, но может быть в нашу пользу. Есть шанс, что «надежда» Стармера на прекращение огня до конца мая оправдается.

«27-29 мая 2025 года в Москве под председательством секретаря Совета безопасности РФ Сергея Шойгу состоится 13-я международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Приглашения для участия в форуме направлены в более чем 150 государств глобального Юга и Востока, страны СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, а также в адрес руководства более 20 международных организаций».

30 мая – 1 июня – в Сингапуре очередной «Диалог Шангри Ла» (“Мюнхен” для ИТР). Делегации из 40 стран. Ключевая речь на приёме – у Макрона. В первый рабочий день ключевая панель – США. Во второй – Китай.

Хороший повод выйти с результатами, а не только планами…

Автор