Генерал Марченко. Оборона Николаева и война в Украине (интервью, видео)

 

Генерал-майор Дмитрий Марченко, командовавший обороной Николаева в начале полномасштабной войны РФ против Украины, рассказал, благодаря чему городу удалось выстоять в первые месяцы российского вторжения.

О том, как защищали Николаев Дмитрий Марченко рассказал в интервью НикВести.

Боевой генерал считает единственным преимуществом Российской Федерации в этой войне — гораздо большее количество техники и живой силы. Он отметил, что ситуация в районах боевых действий разная, однако Украине удалось полностью поломать планы РФ, а инициатива остается на нашей стороне.

— То, что мы поломали полностью театр их боевых действий, было понятно еще в первую неделю моего нахождения в Николаеве. Преимущество где-то переходит с той стороны на нашу, и от нашей к их — это все зависит точечно от участков, где ведутся бои. Да, нам тяжело, но инициатива пока в наших руках, — сказал он.

Дмитрий Марченко считает, что наибольшая заслуга успехов украинской армии принадлежит солдатам.

— Любая победа не лежит на плечах генералов, командиров. Она лежит на плечах обычных солдат, которые своим мужеством, своей стойкостью вытягивают самые трудные моменты во время ведения боевых действий, — сказал генерал.

При этом многое зависит и от руководства, а именно правильно построенная тактика боевых действий, ведь солдат не видит всей обстановки, а выполняет точечно свои задачи.

— В Николаеве все делали солдаты, артиллеристы, обычные люди — солдаты и их командиры. Моя задача была: я видел общую обстановку и, если я видел, что где-то появляется какая-то брешь, мог быстро отреагировать, например, поставить задачу артиллерии и прикрыть то место, — вспомнил Дмитрий Марченко.

Он рассказал, что по прибытии в Николаев 25 февраля увидел, что среди населения царят панические настроения, а между органами власти и силовыми структурами взаимодействия нет.

— Когда я ехал по улице, увидел, как житель дома снимает флаг и скручивает, я остановился, спросил, что он делает. Он говорит: «Та все, Херсон сдали, всем понятно, их много, нас мало, мы следующие, надо готовиться». Я говорю: «Подождите, это Николаев, мы будем сопротивляться». Он отвечает: «Вы видели, какое там количество войск?». Я говорю: «Ничего страшного». И когда я собрал все силовые структуры, я, к сожалению, увидел, что нет здесь общего руководства, — отметил он.

После этого Дмитрий Марченко собрал большое совещание, город распределили по зонам, за которые назначили ответственных. После этого все сплотились и начали работать над обороной Николаева — окапывать его, сооружать блокпосты и укрепления.

— 25 числа здесь не было ни одного окопа, ни одного блокпоста и ни одного патруля. Первые две ночи я ездил по городу, по мне стреляли несколько раз. Я останавливал, говорил: «Подожди, зачем ты стреляешь, кто тебя поставил?». Я понял, что основная проблема в том, что нет коммуникации, — рассказал генерал.

Дмитрий Марченко наладил коммуникацию, при том что в городе не хватало специальных средств связи.

Также он рассказал, что не позволял эвакуироваться отдельным представителям власти и силовикам, которые хотели покинуть Николаев. В частности, ночью мосты разводили в том числе и для того, чтобы из города никто из них не смог уехать.

— Мосты разводили и для того, чтобы не могли выехать и не могли заехать. Честно говоря, мне 8 раз давали команду взорвать Варваровский мост, — рассказал Дмитрий Марченко.

Ему удалось убедить высшее командование не взрывать Варваровский мост, ведь тогда город мог оказаться в полном окружении — к тому моменту Николаев был заблокирован по трем направлениям из четырех.

— Это я бы самостоятельно сам себя завел в котел. Я объяснил, меня услышали, что мост можно не взрывать, а просто развести. И восстановить его будет не так уж и просто, если россияне зайдут в Николаев, — пояснил он.

Дмитрий Марченко отмечает, что в немалой степени успешная оборона областного центра удалась благодаря четкой коммуникации с громадами и селами, жители которых оперативно сообщали о движении вражеской техники. Это позволяло быстро координировать действия артиллерии, которая накрывала россиян, как только они начинали выстраивать технику.

При этом, отмечает боевой генерал, у российских войск были планы захватить Николаев по мариупольскому сценарию — окружить, заблокировать и взять измором.

— Нас брали по плану Мариуполя — окружить, вытеснить все (украинские) войска в центр города, на какой-то объект, допустим, завод имени 61 коммунара, обрезать свет, воду и томить нас, пока мы не начнем сходить с ума, пока не закончатся боеприпасы, еда, вода, — рассказал Дмитрий Марченко.

Он также раскрыл детали одной из ключевых битв, которая состоялась 4 марта. В этот день вражеские танки зашли на Кульбакинский аэродром.

Дмитрий Марченко сообщил, что получил данные о движении сотен танков на город по трем направлениям — со стороны Станислава, Посад-Покровского и по кировоградской трассе. Противник начал выстраивать технику в боевые порядки на расстоянии 20-30 километрах от города

В это время два российских БТРа зашли на Кульбакинский аэродром.

— По идее, я должен был снять какие-то резервы, перебросить туда. Но понял, что это отвлекающий маневр, тактический ход, — отметил боевой генерал.

В итоге аэродром отбили силами полицейских, что дало возможность артиллерии навестись и атаковать основные силы противника.

— У них (в полиции, — прим.) на тот момент уже были созданы противотанковые группы. Они сделали так, что эта группировка начала убегать. Тогда основная группа начала выстраиваться и пытаться зайти в город. Учитывая, что артиллерия уже была наведена, мы эту атаку им поломали, — рассказал «Марчелло».

Генерал-майор соглашается, что успешная оборона города в какой-то степени была чудом, и не уверен, что смог бы сейчас повторить это. В немалой степени, убежден он, все зависело именно от настроя и боевого духа всех защитников города.

— Скажу честно, я сейчас сижу, анализирую, у меня теперь больше данных, чем было в первые дни войны. И когда я анализирую происходящее вокруг Николаева, я не знаю, каким образом мы смогли устоять. Если бы мне еще раз сказали: «Пойди такое сделай», я бы, наверное, не смог такого сделать. Это настрой, это желание сопротивляться, всех собрать в кучу, поднять боевой дух. Все зависит от духа командира. Есть командир, который «ой, их много, нас мало, мы проиграем». Соответственно, все это переходит к солдатам. А есть командир, который: «Они трусы, их надо бить, не надо бояться, мы у себя дома, мы будем драться за каждый дом, каждую улицу», — резюмировал он.

Напомним, что Дмитрий Марченко командовал обороной Николаева до начала апреля, после чего его перевели. Глава областной военной администрации Виталий Ким тогда заявил, что генерал Дмитрий Марченко выполнил на «пять с плюсом» задачу по обороне Николаева, а после был переведен для выполнения других важных заданий.

В начале марта начальник Департамента патрульной полиции Киева Евгений Жуков похвалил генерал-майора Дмитрия Марченко. Он отметил, что координация и взаимодействие всех военных, Нацгвардии и спецназа была организована благодаря Дмитрию Марченко на высочайшем уровне, и именно поэтому «рашистские оккупанты не могут пробиться», а «десант оккупантов системно утилизируется».

Автор: Олег Деренюга / НикВести

Источник

Автор