Новости из США. 15-16 марта 2021 года

Igor Aizenberg

Будет только одна тема. Но очень важная. Прочитайте внимательно и будете точно лучше понимать, что происходит в мире вокруг нас и в каком мире мы живем.

▶ Офис Директора Национальной разведки опубликовал во вторник, 16 марта, открытую версию отчета Директора Национальной разведки на 16 страницах об иностранном вмешательстве в выборы в США в 2020 году. Закрытая версия отчета была передана еще до смены власти, 7 января, в Белый Дом и лидерам Конгресса.

Вот некоторые важнейшие выводы открытой версии отчета. Я потратил много времени на перевод, но надеюсь, что этот перевод поможет кому-то лучше понимать, что такое информационная война, кто и как ее ведет. Итак, дальше только обширные цитаты из отчета (кроме моих двух коротких примечаний — они выделены).

«Ключевой вывод 1: У нас никаких свидетельств того, что какой-либо иностранный субъект пытался физически изменить любой технический аспект процесса голосования на выборах в США 2020 года, в частности регистрацию избирателей, голосования, подсчет голосов избирателей или сообщения о результатах. Мы пришли к выводу, что иностранному субъекту было бы трудно масштабно манипулировать избирательными процессами путем сбора разведывательных данных об участниках выборов, путем мониторинга физической и кибербезопасности систем голосования по всей стране во время выборов и затем в ходе подведения их итогов и не быть при этом замеченными разведкой. В то же время разведывательное сообщество США обнаружило некоторые успешные случаи вмешательства в штатные и местные правительственные компьютерные сети еще до дня самих выборов, а также несколько больший объем неудачных подобных попыток, которые, по нашему мнению, не были направлены на изменение процесса проведения выборов. Некоторые иностранные субъекты, такие как Иран и Россия, распространяют ложные или преувеличенные утверждения о якобы взломанных избирательных системах, чтобы подорвать доверие общественности к избирательному процессу и результатам выборов».

«Ключевой вывод 2: Мы заключаем, что президент России путин санкционировал, и ряд российских правительственных организаций осуществляли операции влияния, направленные на очернение кандидатуры президента Байдена и демократической партии, поддерживающие бывшего президента Трампа, подрывающие доверие общества к избирательному процессу и обостряющие социально-политические разногласия в США.

В отличие от 2016 года, со стороны России не наблюдалось настойчивых киберусилий с целью получения доступа к избирательной инфраструктуре. Мы в очень большой степени уверены в своих выводах; российские государственные деятели и связанные с ними лица, все те, кто служит интересам кремля, последовательно воздействовали на общественное мнение США. Ключевой элемент стратегии Москвы в этом избирательном цикле заключался в использовании своих доверенных лиц, связанных с российской разведкой, для оказания влияния путем распространения ложных нарративов — включая вводящие в заблуждение или необоснованные обвинения в адрес президента Байдена — в американских медиа, среди официальных лиц США и видных деятелей США, в том числе близких к бывшему президенту Трампу и его администрации».

«Ключевой вывод 3: По нашим оценкам, Иран провел разностороннюю кампанию влияния, направленную на подрыв перспектив переизбрания бывшего президента Трампа, хотя и без прямой поддержки его соперников, с целью подрыва общественного доверия к избирательному процессу и (государственным) институтам США, а также с целью посеять раскол и обострить общественную напряженность в США. Мы в очень большой степени уверены в своих выводах. Мы считаем, что Верховный лидер Хаменеи санкционировал эту кампанию, а военные и разведывательные службы Ирана реализовали ее, используя открытые и скрытые сообщения и кибероперации».

«Ключевой вывод 4: Мы считаем, что Китай не предпринимал усилий по вмешательству в выборы, и, хотя рассматривал такую возможность, но не развернул усилия, направленные на изменение исхода президентских выборов в США. Мы в очень большой степени уверены в этом. Китай стремился к стабильности в своих отношениях с Соединенными Штатами, но не рассматривал любой возможный результат выборов как достаточно предпочтительный для себя, чтобы рискнуть быть уличенным во вмешательстве, и рассчитывал на свои традиционные инструменты влияния, в первую очередь целенаправленные экономические меры и лоббирование — этого было бы достаточно для достижения цели по формированию политики США в отношении Китая, независимо от того, кто победит на выборах. Однако ответственный за кибрполитику в Офисе Директора Национальной разведки считает, что Китай действительно предпринял некоторые шаги, чтобы попытаться подорвать переизбрание бывшего президента Трампа».

«Ключевой вывод 5: По нашим оценкам, еще ряд иностранных субъектов, в том числе ливанская «Хезболла», Куба и Венесуэла, предпринимали какие-то шаги, чтобы попытаться повлиять на выборы. В целом мы оцениваем, что они были меньше по масштабу, чем усилия по влиянию, предпринятые другими участниками в ходе этого избирательного цикла. Киберпреступники сорвали некоторые мероприятия по подготовке к выборам; мы полагаем, что их деятельность, вероятно, была вызвана финансовыми мотивами».

«Усилия России с целью повлиять на выборы 2020 года и обострить разногласия в США.

Мы выяснили, что президент путин и российское государство санкционировали и провели спецоперации влияния на президентские выборы в США 2020 года, направленные на ослабление президента Байдена и демократической партии, и в поддержку бывшего президента Трампа, на подрыв доверия общественности к избирательному процессу и на обострение социально-политического раскола в США. В отличие от 2016 года, мы не обнаружили настойчивых российских киберусилий с целью получения доступа к инфраструктуре выборов. У нас есть высокая степень уверенности в этих выводах, поскольку целый ряд российских государственных организаций и их доверенных лиц, обслуживающих интересы кремля, работали с целью оказания влияния на общественное мнение в США. Мы также уверены в этом, потому что видим согласованность тем, использованных Россией в ее попытках оказать влияние на различные субъекты на протяжении всей избирательной кампании, а также в оценках российскими лидерами американских кандидатов. Ключевым элементом стратегии Москвы в этом избирательном цикле было использование лиц, связанных с российской разведкой, для распространения своих нарративов — в частности это ложные и необоснованные обвинения против президента Байдена, распространявшиеся через американские медиа, через американских официальных лиц и известных в Америке людей, некоторые из которых были близки к бывшему президенту Трампу и его администрации».

«Активность кремля в осуществлении своего влияния.

Мы выяснили, что президент путин и другие высшие российские чиновники были осведомлены и, вероятно, руководили операцией России против президентских выборов 2020 года в США. Например, мы обнаружили, что путин имел полномочия по руководству действиями Андрея Деркача, депутата украинского парламента, который сыграл заметную роль в воздействии России на американские выборы. Деркач имеет связи с российскими официальными лицами и разведывательными службами. Другие высокопоставленные российские представители также участвовали в усилиях России по оказанию влияния на выборы, в частности высокопоставленные лица из структур национальной безопасности и разведки, которые, по нашему убеждению, не могли бы действовать подобным образом, если бы не получили по крайней мере молчаливого одобрения путина».

«Участники, методы и операции.

Мы выяснили, что российские разведслужбы, некоторые лица из Украины, связанные с российской разведкой и ее сетями, а также российские государственные медиа, тролли и доверенные лица в Интернете активно участвовали в действиях, направленных на вмешательство в президентские выборы в США 2020 года.

Основные их усилия, раскрытые разведсообществом США, связаны с нарративом, который российские деятели начали распространять еще в 2014 году, а именно о коррупционных связях президента Байдена, его семьи и других американских официальных лиц с Украиной. Российские разведслужбы полагались на связанных с Украиной своих доверенных лиц и на связи этих доверенных лиц, в частности на их контакты в США, чтобы распространить этот нарратив, и чтобы одновременно скрыть участие в этом самой Москвы. Мы выяснили, что цель этих усилий выходила за рамки президентской кампании в США, в частности их целью было и уменьшение поддержки Украины администрацией Трампа.

С приближением президентских выборов в США Москва все больше сосредоточивалась на подрыве кандидата, который, по ее мнению, наиболее вредил ее глобальным интересам. У нас нет доказательств того, что правительство Украины было причастно к каким-то из этих действий.

● В течение всего избирательного цикла целая сеть лиц, связанных с Украиной (в частности агент российского влияния Константин Килимник), и которые также являются связанными с федеральной службой безопасности (фсб) России, принимала меры к тому, чтобы повредить связям США с Украиной, ослабить президента Байдена как кандидата, и улучшить перспективы переизбрания бывшего президента Трампа. Мы выяснили, что та же самая сеть также пыталась дискредитировать администрацию Обамы, распространяя обвинения американских чиновников в коррупции, а также обвиняла Украину во вмешательстве в президентские выборы США в 2016 году».

(Примечание. В распространении российского фейка о якобы вмешательстве Украины в президентские выборы в США в 2016 году активно участвовали республиканские законодатели, например сенаторы Джонсон и Кеннеди, конгрессмен Гомерт, и другие. Джонсон, будучи в Конгрессе 116-го созыва председателем комитета по внутренней безопасности, целый год «расследовал» вмешательство Украины в выборы в США и «коррупцию» Байдена в Украине. – И.А).

«● Деркач, Килимник и связанные с ними люди стремились использовать известных американских граждан и американские медиа для распространения их нарративов среди американских должностных лиц и общественности. Эти российские доверенные лица встречались и передавали различные материалы американским гражданам, связанным с администрацией Трампа, с целью инициирования официальных расследований; они заключили контракт с американской фирмой для представления петиций в адрес американских официальных лиц; и пытались установить контакты с несколькими высокопоставленными официальными лицами США. Они также установили контакты с известными деятелями американских медиа и помогли снять документальный фильм, который вышел в эфир американской телевизионной сети в конце января 2020 года».

(Примечание. Речь идет о фильме, нескольких сериях, который снимал Руди Джулиани, беседуя с Деркачем и несколькими бывшими украинскими прокурорами. Фильм был показан американским телеканалом One America News Network, являющимся пропагандистским рупором крайне правых сил в США – И.А.).

● В рамках своего плана обеспечить переизбрание бывшего президента Трампа Деркач четыре раза публично представлял аудиозаписи в попытках связать президента Байдена и других действующих и бывших официальных правительственных лиц к якобы коррупционной деятельности, связанной с Украиной. Деркач также работал над инициированием судебных дел в Украине и США, связанных с этими утверждениями. Бывшие украинские чиновники, связанные с Деркачем, также стремились распространять подобные утверждения в конце 2019 и в 2020 году, в частности путем прямых контактов с высокими должностными лицами в США.

По нашим оценкам, киберподразделенями России собралась информация для кремля о принятии решений, касающихся выборов и интересов внешней политики Москвы в целом. В ходе этих операций Россия, вероятно, собрала некоторую информацию, которую она могла бы опубликовать в рамках проведения своих операций влияния.

● Например, вскоре после промежуточных выборов 2018 года, киберхакеры из российской разведки пытались взломать организации, в основном связанные с демократической партией. Отдельно ГРУ безуспешно пыталось получить доступ к политическим деятелям США в 2019 и в 2020 годах; эта деятельность согласовывалась с тактикой более крупной кампании по сбору разведданных.

● В конце 2019 года киберхакеры ГРУ провели фишинговую кампанию против дочерних компаний холдинга Burisma, вероятно, в попытке собрать информацию, связанную с семьей президента Байдена и Burisma.

● Мы считаем, что российские кибероперации, имевшие целью проникнуть в правительственные, штатные местные компьютерные сети в 2020 году — в том числе операции по получению некоторых данных об избирателях — вероятно, не были ориентированы на выборы и являются частью более широкой кампании атаки на десятки американских и мировых объектов.

На протяжении избирательного цикла российские субъекты интернет-влияния стремились повлиять на восприятие общественностью США кандидатов, а также продвигали многолетние цели Москвы, направленные на подрыв доверия к избирательным процессам в США и на увеличение социально-политического разделения среди американского народа.

Во время президентских праймериз и даже начиная с 2019 года, эти субъекты интернет-влияния поддерживали кандидатов от обеих политических партий США, которых Москва считала аутсайдерами, а позже утверждали, что фальсификация выборов помогла тем кандидатам, которых они называли кандидатами «истеблишмента».

На протяжении предвыборной кампании российские субъекты интернет-влияния стремились усилить недоверие к избирательному процессу, очерняя голосование по почте, раздувая замеченные мелкие нарушения и обвиняя демократическую партию в фальсификации голосования.

● Связанная с кремлем организация влияния «Проект Лахта» и ее тролль-ферма «Lakhta Internet Research (LIR)», обычно называемая ее бывшим названием «Internet Research Agency» (IRA) — осуществляла действия по обострению спорных вопросов внутренней жизни США. LIR использовало социальные сети, новостные веб-сайты и американских граждан для того, чтобы направлять специально подобранный контент в отдельные регионы США, чтобы воздействовать на разные слои населения. LIR основал недолговечные фермы троллей, которые использовали ничего не подозревающих граждан третьих стран в Гане, Мексике и Нигерии для распространения этих нарративов, ориентированных на США, вероятно, это делалось, чтобы обойти усилия интернет-компаний и правоохранительных структур США по выявлению и обезвреживанию (американских) персонажей, связанных с LIR.

● Российские государственные медиа, тролли и онлайн-агенты, в том числе руководимые российской разведкой, публиковали материалы с пренебрежительным отношением к президенту Байдену и его семье, к демократической партии и значительно усиливая подобную информацию, циркулирующую в американских медиа, в том числе рассказы о его сыне. Эти влиятельные лица часто искали американских соучастников, чтобы расширить свой охват аудитории в США.

Помимо материалов, связанных с выборами, эти агенты интернет-влияния также продвигали конспирологические теории о пандемии COVID-19, о цензуре в социальных сетях и усиливали разделение людей в США вокруг протестов о расовой справедливости.

● Российские агенты интернет-влияния в целом поддерживали бывшего президента Трампа и его комментарии по разным вопросам, в том числе повторяли его политические заявления о результатах выборов; президентской кампания; дебатах; расследования в рамках импичмента; а по мере приближения выборов — о внутреннем кризисе в США. (Российские) Интернет-агенты временами стремились отговорить левоориентированных избирателей в США от участия в голосовании, утверждая, что голосование ни за одного из кандидатов не является хорошим вариантом.

● LIR, который, вероятно, получает задачи и стратегические указания от кремля, распространял нарратив, направленный на поддержку бывшего президента Трампа и очернение президента Байдена после того, как он стал предполагаемым кандидатом в апреле».

«Оценка расчетов Москвы в связи с выборами 2020 года.

По нашим оценкам, российские лидеры смотрели на потенциальное избрание президента Байдена как невыгодное для интересов России, и это побудило их к усилиям по подрыву его как кандидата. У нас высокая степень уверенности в этой оценке».

«● Российские официальные лица и государственные медиа часто нападали на президента Байдена за его ведущую роль в политике администрации Обамы в отношении Украины и его поддержку антипутинской оппозиции в России, показывая, что кремль рассматривает его как часть рефлекторно антироссийского внешнеполитического истеблишмента США. путин, по-видимому, также считает, что президент Байден более склонен разделять идею американской «исключительности», которую он и другие кремлевские лидеры часто публично критиковали как проблемную и опасную».

«● Сеть субъектов влияния Москвы единообразно работала, чтобы очернить президента Байдена после его входа в (президентскую) гонку. На праймериз и во время всеобщей предвыборной кампании, агенты влияния России неоднократно распространяли необоснованные или вводящие в заблуждение утверждения о президенте Байдене и якобы имевших место правонарушениях его и его семьи, связанных с Украиной. И в противоположность этому, во время праймериз демократической партии российские субъекты влияния в Интернете поддерживали кандидатов, которые рассматривались Москвой как не находящиеся в рамках того, что ей представляется антироссийским политическим истеблишментом».

«● Даже после выборов российские агенты интернет-влияния продолжали продвигать нарративы, подвергающие сомнению результаты выборов и декларирующие пренебрежительное отношение к президенту Байдену и демократической партии.

По нашим оценкам, российские лидеры предпочитали, чтобы бывший президент Трамп выиграл переизбрание несмотря на то, что некоторые аспекты политики его администрации они рассматривали как антироссийские. Мы очень уверены в этой своей оценке, основанной отчасти на публичных комментариях Кремля о нем и на последовательности и объеме антибайденовских посланий, которые мы обнаружили у российских интернет-агентов влияния».

«● Москва почти наверняка рассматривает возможность вмешательства в выборы в США как равный ответ на кажущиеся ей действия Вашингтона и как возможность подорвать положение США в мире и повлиять на принятие решений в США. Мы считаем, что Москва будет продолжать усилия по оказанию влияния на выборы для дальнейшего достижения давней цели ослабить Вашингтон, потому что Кремль уже давно считает, что ослабленные Соединенные Штаты с меньшей вероятностью будут проводить напористую внешнюю политику и политику безопасности за рубежом и будут более открыты для геополитической сделки с Россией.

● Российские официальные лица, вероятно, готовы принять некоторый риск при проведении операций влияния, нацеленных на США, в том числе против выборов в США — потому что они верят, что Вашингтон аналогичным образом вмешивается в дела России и других стран.

● Российские официальные лица, вероятно, также считают, что продолжение операций влияния против Соединенных Штатов представляет собой управляемый риск для имиджа России в Вашингтоне, поскольку отношения между США и Россией и без того крайне плохие».


Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Автор