Про микромир и карантин
Некоторые вопросы философского характера при подходе к государственному делу.
Лонгрид, так что устраивайтесь поудобней.
Микромир людям непонятен.
Ну, в смысле, вы можете напрячься и разобраться, конечно, нет сомнений. Вы можете быть талантливым химиком, микробиологом или гуру квантмеха, и вот РЕАЛЬНО ВСЕ ПОНИМАТЬ, КАК ОНИ ТАМ АТОМЫ ФЬЮТЬ, КОРОЧЕ, ЛЕТАЮТ, но живете вы все равно в среднем мире. Десятилетиями. Вы как личность в нем сложились, ваше выживание от среднего мира зависит. Это мир средних скоростей, средней температуры, среднего времени, средней гравитации, средних масс, среднего всего. Это наш мир.
Давняя моя шутка. Воздух прозрачен и проницаем, стекло прозрачно, но непроницаемо, стальной лист непрозрачен и непроницаем. Хотя все это один и тот же набор пустоты (на 99,999%), слегка заполненной нейтронами, протонами и электронами в разных комбинациях. То есть все это одинаковая пустота, и какое-нибудь нейтрино спокойно скользит мимо всего этого, даже не замечая препятствий. Нейтрино, прилетевшему к нам из космического вакуума, почти все равно, что перед ним – атмосфера, толща океана, основание литосферной плиты, мантия или даже ядро планеты. Фьють, пролетело насквозь и улетело дальше во вселенную. Миллиарды их прошивают нашу планету каждую секунду, даже не замечая.
Если мы бы описывали различные объекты среднего мира по законам микромира, то речь шла бы просто о различных комбинациях одних и тех же частиц и их взаимодействиях, но в реальном срединном мире вы спокойно проходите через воздух и разбиваете лоб о стальной лист.
При этом если температура будет, скажем, миллион градусов, то и стекло, и воздух, и сталь будут одинаково прозрачны и одинаково проницаемы.
Вы, когда слышите фразу стальной лист, представляете себе стальной лист при температуре 20 градусов. Даже если я просто скажу слово “сталь”, вы представите себе сталь как твердое и непрозрачное тело. Но сталь твердая и непрозрачная только в очень узком диапазоне условий, которые, впрочем, вокруг нас встречаются почти везде.
Конечно, есть люди с аутичными расстройствами или просто задроты, которые могут именно что жить, ощущая микромир, подобно тому как средние люди живут, ощущая средний мир. Но вышеперечисленные фанаты абстракций испытывают серьезные проблемы с социализацией в среднем мире, и потому число их невелико относительно всего населения. Средние же люди дивно приспособлены сотнями миллионов смертей и рождений к среднему миру и его условиям. Так сложилось.
Древесная обезьяна внутри нас несет накопленные предками знания о среднем мире, и мы их все расшифруем и встроим в себя до того, как станем взрослыми. Те, кто не расшифруют, умрут. Сбитые машиной, выпавшие из окна, засунувшие пальцы в розетку, шагнувшие в огонь, погладившие тигра, съевшие шаурму на вокзале и так далее. Не ешь гнилые плоды, не ешь вонючее мясо, бойся огня, не поворачивайся спиной к врагам и сотни других абстракций валяются в нашем мозгу и почти рандомно применяются в случае, если паттерн совпадет, и у мозга триггер сработает.
Как по законам микромира описать, скажем, правила перехода регулируемого дорожного перекрестка детьми?
Казалось бы, красный – стой, зеленый – иди, но тут начинаются проблемы. Красный и зеленый – ок, тут просто длина волны, от нее цвет зависит, с этим как-то разберемся. Как на уровне взаимодействий протонов и нейтронов описать дорогу и собственно перекресток? Через химический состав? А если дорога не из из асфальта, а каменная мостовая, а светофор не электронный, а газовый? А если регулировщик просто картинки поднимает с разными цветами?
Так было в Лондоне всего сто лет назад, но в среднем мире сто лет это слишком много, столько не живут. Потому при постановке задачи вы сразу подумали про современный перекресток и про химический состав углеводородов в битуме, даже не задумавшись, что дорога, перекресток, деньги, слава, скука – это все абстракции среднего мира. Которые в микромире не имеют смысла и, следовательно, не существуют.
Именно это я имею ввиду, говоря, что даже микробиологи, которые все вроде как понимают, для простоты ВСЕ РАВНО считают, что молекулы – это такие шарики со связями, а ДНК – это такая спираль. Потому что их мозг привык к таким абстракциям с детства. А те из условных микробиологов, кто молекулы представляют не шариками, со средними людьми общаться, как правило, по-нормальному не могут и избегают этого всячески.
Проблема чертового коронавируса в том, что он скорее из микромира и живет по законам микромира.
Законы микромира хорошо описаны в опять же старой детской загадке.
Бактерия делится пополам каждую секунду, то есть по прошествии секунды из одной бактерии получается 2. Если в пробирку поместить одну бактерию, то пробирка заполнится через 1 минуту. За какое время пробирка заполнится, если в нее изначально поместить не 1, а 2 бактерии?
Правильный ответ за 59 секунд. Потому что на 59-ой секунде в пробирке половина объема заполнена бактериями, а на 60 их число удваивается, так как каждая бактерия делится на два, и пробирка становится полной. А через еще пару минут у вас вся планета по Эверест в этих бактериях. Когда эту загадку загадывают в детстве детям, те, как правило, испытывают с ней затруднения. Потому что удвоения без предела редко встречаются в среднем мире (да и в микромире тоже, кстати, не все так просто, бактериям нужно что-то есть), у нас тут есть сопротивление среды, расстояния, затухания и много что еще.
Но эта загадка это прям почти пример типичной реакции на коронавирус.
Древесная обезьяна смотрит на пустую пробирку почти минуту. На 50 секунде на дне пробирки начинается какое-то шевеление. На 55 секунде пробирка заполнена на 1\32 , на 56 секунде пробирка заполнена на 1\16, на 57 секунде пробирка заполнена на 1\8, на 58 секунде пробирка заполнена на четверть, на 59 секунде пробирка заполнена наполовину, на 60 пробирка заполнена полностью.
Обезьяна не успевают вдохнуть, как пробирка заполняется. А потом это говно начинает из пробирки валить потоком, и обезьяна обосрано пищит, начинает метаться и судорожно предпринимать какие-то действия.
И древесные обезьяны внутри тех, кому надо принимать решения тоже сначала не обращают внимания, потому что ничего же не происходит. А потом сходят с ума, глядя на прущую из пробирки субстанцию, и начинают в панике предлагать какие-то раковые решения. Одно другого веселее.
Потому что что? Потому что пытаются понять микромир и присобачить к нему какие-то понятные им абстракции из тех, что в голове УЖЕ есть.
Тут рождаются карантины без карантина, запреты на пробежки в парках, и ввосьмером люди из одной казармы отлавливают на улицах тех, кто гуляет по двое или без собаки. Давайте запретим перелеты рейсовые, а потом будем возвращать людей тысячами вручную и через подвиг. И отпускать под расписку, ага.
Есть тут какая-то логика? Нет ее, Господи. Тупо нет и все.
Я ж там не зря в начале про перекресток с точки зрения микромира написал. Потому что все вопросы к раковым запретам, которые древесные обезьяны из ОП и Кабмина клепают сейчас, они как раз с требованием пояснить, а ЧЕМ с точки зрения микромира парк отличается от супермаркета. Чем отличается канал распространения вируса, если вы ввозите людей специальным рейсом, а не регулярным? А НИЧЕМ. В микромире невозможно описать ни первое, ни второе. А почему тогда там можно, а тут нет, задают люди вопрос?
На этот вопрос, конечно, есть ответ, но древесная обезьяна в костюме от Бриони тычет пальцем на пробирку, струя из которой уже под давлением разрезает бетонные перекрытия, и испуганно мычит. Типа смотри, какая хрень творицца, а только что ничего не было, и давайте, наверное, будем что-то делать. А думать мы будем потом, потому что очень страшно и некогда, смотри как валит. Че тут думать, эта как ее, э, эээ, эээээкспонента, вот.
Чтобы победить коронавирус, нужно думать как коронавирус, прямо. То есть не думать вообще, потому что вирус думать не умеет.
Но не думать вредно, потому что не думать в среднем мире плохо.
Тут стоит перестать быть обезьяной наконец-то и вспомнить что карантин, равно как и парк, здоровый образ жизни, личный автомобиль, экономика и даже человек дважды разумный – это понятия среднего мира. Причем даже не понятия первого уровня, а абстракции второго или третьего уровня.
Карантин он не против коронавируса, плевать коронавирусу на вас, ваши карантины и на все вообще. Вирус не умеет думать, не строит планов по захвату мира и даже не живет, в привычном нам понимании слова жить.
Вирус, кстати, без людей, скорее всего, существовать не сможет, уступив место традиционным коронавирусам, живущим в панголинах и летучих мышах. Вирус – это не магия, он не летает сам по себе и мутирует он, не имея никакого расчета.
Карантин он для людей. В этом вообще-то его цель. Сохранение жизней и здоровья людей. И именно от этого надо плясать, выписывая меры для карантина. Который, конечно, нужен, но не как формат ВОЙНЫ С КОРОНАВИРУСОМ, который на войну не пришел, а как формат сохранения жизней и здоровья людей.
Простой пример. Вот есть, например, установленная мина. В земле. Вы можете ходить возле нее по двое, по трое, по восемь человек, запретить всем ходить рядом с миной, проверить документы у всех в радиусе тысячи километров, перекрыть движение, построить вокруг и на основании мины диктатуру, или по поводу каждого действия устраивать плебисцит и так далее. Разные ваши действия будут иметь разную эффективность с точки зрения спасения людей, но на саму мину все эти действия влияют почти никак. По прошествии трех месяцев вы может объявить, что мина побеждена, или там пик мины прошел, или что мина теперь в результате вашей бурной деятельности безопасна, повесить себе любые лавры или надуть рейтинг. Но в тот момент, когда вы замкнете контур, начнется химическая реакция, мина взорвется и оторвет вам ноги. И придется начинать все сначала.
Почему так? Потому что война с миной это война специальных людей, саперов, которые ее именно что уничтожат. А карантинные мероприятия вокруг мины призваны не победить мину, а спасти людей.
Информировать их о наличии мины, найти и пометить все остальные мины, оградить детей и группы риска вроде слепых и т.д.
Война с коронавирусом – это война микромира, и нам тут в срединном мире надо дотянуть до того момента, как нелюдимые ученые спустятся на микроуровень и ввалят коронавирусу понятными и ощутимыми для него микромирными средствами – вакцинами, лекарствами, генными модификациями или еще чем. Но тянуть время – это не значит сидеть на попе ровно и ничего не делать. Тянуть время – это искусство, это расчет. Потому что ты должен четко понимать, чем жертвуешь, по какому курсу и когда и какая цель тебя ждет.
То есть нам надо думать, и думать во время всего процесса надо понятиями срединного мира.
Где вообще-то кроме «карантина» есть и «экономика», и «психоэмоциональное состояние запертых в квартирах людей», и «социальный договор граждан с государством». И много что еще.
Польза людей она много из чего состоит, хотя, конечно, обеспечение жизнедеятельности себя и будущих поколений занимает одно из основных мест.
Не надо воевать с коронавирусом, забивая на пользу людей, это опасная дорожка. Потому что если именно воевать, то я могу вам сказать, что бетакоронавирус SARS-CoV-2, судя по всему, почти не распространяется без человеческих носителей, так что можете в рамках борьбы с вирусом просто убить всех человеков. Или всю группу риска. Или всех заболевших.
И если ваши срединные мозги говорят на это предложение «та ну бред», я напомню, что совсем не бред, и ядерная бомба в очаг заражения была вполне реальным планом на случай БП. Просто сначала шел отказ от пользы, а потом уже такие планы.
Потому карантин он должен быть для пользы людей.
Максимального их числа.
А пока я вижу пользу от этого карантина без карантина только для отдельных людей. И мы даже знаем их имена, да?
* * *
Дисклеймер. Если вам вдруг показалось, что я отрицаю эпидемию, призываю к отказу от добровольной самоизоляции или говорю, что «это просто грипп», можете не тратить мое и свое время и сразу сходить нахрен.