Новости из США. 17-22 февраля 2020 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.

 Сначала коротко об основном событии субботы. Состоялись предвыборные кокусы (собрания) демократической партии в штате Невада. По состоянию на 0:20 по времени Восточного побережья (21:20 в Неваде, там время Тихоокеанского побережья) подсчитано 40,9% голосов. Этот подсчёт дал такие результаты (данные могут измениться – ред.)

Берни Сандерс 47,1%
Джо Байден 21%
Пит Бутиджедж 14,9%
Элизабет Уоррен 9,4%
Эми Клобучар 3,9%
Том Стайер 3,6%

 Майкл Блумберг в этих кокусах не участвовал. Он начнет участие в праймериз 3 марта. В следующую субботу состоятся праймериз в Южной Каролине. Я обычно воздерживаюсь от прогнозов, но думаю, что с большой (хотя и не стопроцентной) вероятностью в них победит Байден. Страна большая, и настроения в разных штатах у людей разные.

 Однако повторю снова, до 3 марта, когда пройдут праймериз сразу в 14 штатах, точнее даже до 10 марта, когда они пройдут еще в 6 штатах, делать какие-либо прогнозы о том, кто может выиграть номинацию Демократической партии, совершенно бессмысленно.

 Комитет Республиканской партии кокусов в Неваде не проводил. Республиканцы в Неваде сплочены вокруг единственного кандидата в президенты – Трампа, поэтому, как считает комитет, в выборах нет необходимости.

 Весь дальнейший обзор состоит из двух частей. Из обзора основных событий недели и из небольшого анализа того, какую роль сыграл в росте американской экономики закон ARRA, и как экономика времен Обамы отличается от экономики времен Трампа.

 На уходящей неделе внутриполитические события в США, увы, были снова связаны со скандалами, вызванными событиями, которые даже 4-5 лет назад было совершенно невозможно себе представить.

 В среду Трамп уволил и.о. директора Национальной Разведки адмирала Джо Макгуера. Как тут же выяснили журналисты Вашингтон Пост и Нью-Йорк Таймс, уволил за то, что 13 февраля помощник директора Национальной Разведки Шелби Пирсон, в обязанности которой входит защита выборов в США от иностранного вмешательства, провела закрытый брифинг для комитета по разведке Палаты Представителей, на котором сообщила членам комитета, что Россия вмешивается в предвыборную кампанию 2020 года, чтобы помочь Трампу переизбраться на второй срок. Пирсон также провела обзор общей картины усилий России, включая хакерские атаки, использование социальных сетей для усиления раскола в обществе и противопоставления одних социальных групп другим, и атаки на инфраструктуру выборов.

 Трамп узнал подробности о брифинге от одного из своих главных сторонников и защитников в Конгрессе, республиканского заместителя председателя комитета по разведке Дэвина Нунеса. Трамп был крайне разгневан, вызвал Магуера на ковер, на повышенных тонах распекал адмирала как нашкодившего школьника, после чего объявил ему об увольнении. Особое недовольство Трампа вызвало то, что председатель комитета по разведке Адам Шифф будет использовать полученную на брифинге информацию как оружие против него.

 Новым и.о. директора Национальной Разведки Трамп назначил своего верного сторонника и друга Ричарда Гренелла, посла США в Германии, никогда не имевшего опыта работы в разведке и в спецслужбах, как не имевшего и опыта руководящей работы. Гренелл получил посольское назначение в феврале 2017 года как политический назначенец Трампа. За время работы послом в Германии отметился тем, что публично критиковал канцлера Ангелу Меркель и ее политику, а также публично выражал поддержку ультраправой партии AfD – Альтернатива для Германии. Первыми действиями Гренелла на новой должности стали назначение своим заместителем доверенного лица Нунеса, долгое время работавшего в его аппарате в комитете по разведке, а также требование представить ему материалы, на основании которых был проведен брифинг для членов комитете по разведке о вмешательстве России в выборы на стороне Трампа.

 Директор Национальной Разведки является координатором деятельности всех 17 американских разведывательных агентств. С августа 2019 года, после отставки с этой должности Дэна Коатса адмирал Макгуер исполнял обязанности директора в статусе и.о. (до этого он руководил антитеррористическим центром и был утвержден в этой должности Сенатом). Коатс покинул свой пост из-за разногласий с Трампом в оценке практически всех угроз национальной безопасности США (Иран, Россия, Северная Корея, Китай).

 Как сообщила газета Вашингтон Пост в пятницу, некоторое время назад адмирал Макгуер направил представителей своего ведомства к сенатору Берни Сандерсу, борющемуся за выдвижение своей кандидатуры на пост президента от демократической партии, чтобы проинформировать его о том, что Россия осуществляет действия с целью помочь его предвыборной кампании. Речь идёт в первую очередь об информационной кампании. После газетной публикации сенатор Сандерс в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию заявил журналистам: «Разведывательное сообщество сообщает нам, что они (Россия) вмешиваются в эту кампанию прямо сейчас, в 2020 году. Вот что я говорю в ответ на это мистеру путину: если я буду избран президентом, поверьте мне, вы не будете вмешиваться в американские выборы».

 В отличие от Сандерса Трамп подобного заявления не делал, а, выступая перед своими сторонниками в Лас-Вегасе, выводы разведки назвал смехотворными и заявил, что путин не может помогать ему на выборах и быть заинтересованным в том, чтобы он выиграл выборы.

 Тем не менее, на основании того, что написали Вашингтон Пост и Нью-Йорк Таймс об информации, переданной разведкой комитету Палаты Представителей, а также сенатору Сандерсу и его предвыборному штабу, можно сделать вывод о том, что Москва наиболее привлекательной для себя парой соперников на выборах 3 ноября 2020 года видит пару Трамп – Сандерс, и Москва, если она уже занята тем, чтобы состав участников финала предвыборного марафона был именно таким, будет продолжать стремиться к достижению своих целей.

 Несколько законопроектов, призванных защитить избирательную кампанию, электронные реестры избирателей, процесс голосования и подсчет голосов от иностранного вмешательства, принятые Палатой Представителей, застряли еще с лета 2019 года в Сенате, где лидер республиканского большинства Митч Макконнелл просто не ставит их в повестку дня. За это с легкой руки телеведущего популярной утренней программы телеканала MSNBC бывшего республиканского конгрессмена Джо Скарборо Макконнелл получил укоренившееся за ним во многих СМИ прозвище «московский Митч». Что ж, он это прозвище полностью оправдывает. А Москва при его молчаливом согласии делает свое дело.

 Еще один скандал связан с тем, что во вторник, 18 февраля, Трамп помиловал или сократил сроки заключения одиннадцати взяточникам и коррупционерам.

 Среди них бывший губернатор штата Иллинойс Род Благоевич (был подвергнут импичменту, отстранен от должности и осужден на 14 лет за то, что собирался продать место в Сенате, освободившееся после избрания сенатора от Иллинойса Барака Обамы президентом. Согласно закону Благоевич должен был назначить сенатора на время до очередных выборов. Вот это назначение он и хотел продать подороже. Был пойман ФБР с поличным). Трамп заявил, что наказание Благоевича несправедливо, что его посадили за телефонный разговор, и что «все политики делают то же самое». Демократ Благоевич когда-то участвовал в телевизионном шоу, ведущим которого был Трамп.

 Другой помилованный – бывший начальник полиции города Нью-Йорка, протеже и друг бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани (а еще ранее его личный телохранитель), приговоренный за различные коррупционные преступления к четырем годам. Его Трамп помиловал, поскольку «очень хорошие люди» просили об этом. Очень хорошие люди – это, естественно, сам Джулиани, а также Эдди Галлахер, помилованный Трампом в ноябре военный преступник (обвинялся в том, что он зарезал раненого заключенного подростка, бывшего бойца ИГИЛ, сфотографировал себя, держащего голову мертвого подростка за волосы, и отправил фотографию друзьям. Его также обвинили коллеги-снайперы в том, что он застрелил двух иракских мирных жителей: девочку, идущую со своими друзьями по берегу реки; и безоружного пожилого человека).

 Третий помилованный – Пол Родж, владелец строительной компании, осужденный в 2010 году за неуплату налогов на $500 тысяч. Сын Роджа вместе со своей женой пожертвовали в предвыборный фонд Трампа более $200 тысяч с августа прошлого года. До этого они никогда не жертвовали в республиканские предвыборные фонды более $10 тысяч. Таким образом, Трамп просто продал помилование Роджа. Если это не коррупция и не взяточничество, то вынужден признать, что в таком случае я не знаю, что такое коррупция и взяточничество.

 Для сравнения. США знали и иных президентов, и, в частности, иных республиканских президентов. 24 декабря 2008 года, менее чем за месяц до своего ухода с поста, президент Джордж Буш-младший помиловал Исаака Роберта Тоусси, владельца строительной компании, осужденного за мошенничество. Однако, когда президенту Бушу сказали, что только недавно отец помилованного пожертвовал $30 тысяч в фонд республиканской партии, Буш отменил свой указ о помиловании, мотивировав это тем, что помилование не может базироваться на политических мотивах и на подношениях в фонды политических партий, а также устроил хороший нагоняй своим сотрудникам, не проверившим все факты и подставившим президента.

Что ж, все изменилось. «Пришли иные времена, взошли иные имена», – как сказал когда-то поэт.

 Роджер Стоун, советник предвыборного штаба Трампа в 2016 году, многолетний друг Трампа, координатор публикации WikiLeaks в 2016 году похищенных хакерами ГРУ документов демократической партии, приговорен в четверг, 20 февраля, судьей Эми Берман Джексон к 3 годам и 4 месяцам заключения, еще двум годам условно с испытательным сроком, общественно полезным работам и штрафу $20 тысяч.

 Стоун был признан в ноябре 2019 года судом присяжных виновным по семи пунктам обвинений предъявленных ему спецпрокурором Робертом Мюллером, – дача ложных показаний Конгрессу (врал, что не контактировал с WikiLeaks и не координировал публикацию похищенных Россией документов, врал, что не контактировал по этому вопросу с Трмпом) по пяти пунктам, оказание давления на свидетеля путем угроз и препятствование расследованию.

 На прошлой неделе разгорелся большой скандал после того как генпрокурор Барр под давлением Трампа отозвал предложение прокуроров по делу Стоуна, предлагавших приговорить его к сроку заключения от 7 до 9 лет. Все прокуроры по делу Стоуна вышли после этого из дела в знак протеста, а один из них подал в отставку с должности прокурора.

 Судья Эми Берман Джексон в своем выступлении перед вынесением приговора заявила, что Стоун врал Конгрессу не для того, чтобы защитить президента, а для того, чтобы скрыть то, в чем учувствовал президент.

 Трамп также несколько раз нападал в Твиттере на судью Эми Берман Джексон, оскорбляя ее и упрекая в предвзятости, подверг нападкам и присяжных, признавших Стоуна виновным, возмущался в Твиттере и публично приговором, называл его несправедливым, говорил, что дело Стоуна вообще не должно было появиться, заявил, что хотел бы видеть Стоуна полностью реабилитированным и возмущался тем, почему не привлечены к ответственности Хиллари Клинтон, Джеймс Коми (бывший директор ФБР), Джон Бреннан (бывший директор ЦРУ), Джеймс Клаппер (бывший директор Национальной Разведки), Эндрю Маккейб (бывший зам. директора ФБР), Брюс Орр (ответственный в министерстве юстиции за расследование дел, связанных с организованной преступностью, в том числе исходящей с постсоветского пространства), Питер Строк и Лиса Пейдж (агенты ФБР, нелестно отзывавшиеся о Трампе в своей частной переписке, Строк в свое время разработал и осуществил операцию по разоблачению многолетних российских шпионов-нелегалов, много лет работавших в США), и сам Роберт Мюллер.

 17 февраля исполнилось 11 лет со дня подписания президентом Обамой в 2009 году и вступления в силу закона ARRA – American Recovery and Reinvestment Act.

 Закон ARRA разрабатывался переходной командой Обамы совместно с лидерами демократов в Конгрессе после победы Обамы на выборах в ноябре 2008 года. В сентябре-октябре 2008 года в США разразился жесточайший экономический кризис, теперь известный под названием Великая Рецессия. Ежемесячно работу теряли от 300 тысяч до полумиллиона людей, разорялись банки, мелкие и средние бизнесы, полное банкротство с закрытием предприятий грозило американской автомобильной промышленности. В момент инаугурации Обамы 20 января 2009 года кризис продолжал нарастать, ежедневно работы лишались 10-15 тысяч человек. Люди вынуждены были покидать свое жилье, поскольку лишались возможности выплачивать кредиты, полученные на его приобретение.

 Закон ARRA стал первым законом, который принял Конгресс 111-го созыва, начавший работу 3 января 2009 года. 28 января закон был принят Палатой Представителей (результаты голосования 244–188 – все демократы «за», все республиканцы «против»), 10 февраля он был принят Сенатом минимальным большинством с запасом в два голоса (61–37, три республиканца поддержали закон вместе с демократами, один сенатор не голосовал). Поскольку версии закона, принятые двумя палатами, несколько отличались друг от друга, на согласование позиций и окончательное одобрение закона ушло еще 6 дней.

 Закон предусматривал вливание федеральным правительством в экономику США $787 миллиардов в течение 10 лет (позднее Конгресс увеличил эту сумму до $831 миллиарда). Республиканцы выступали против закона, считая, что он не приведет к росту экономики, а приведет к росту и без того огромного бюджетного дефицита и, соответственно, госдолга. Демократы считали, что грамотно сделанные государственные инвестиции должны сработать и вывести экономику из глубокого кризиса, помочь создать рабочие места в разных отраслях, увеличить поступления в бюджет за счет увеличения прибыли предприятий и доходов граждан, соответственно за счет увеличения сумм собираемых налогов (при том, что налоги были снижены).

 Эти инвестиции были разнообразными. Они состояли из многочисленных налоговых льгот для частных лиц, малого и среднего бизнеса, целевых налоговых льгот для определенных отраслей, из увеличения пособий по безработице путем продления сроков их выплаты (не забывайте, сколько людей теряли работу ежедневно). Далее закон предусматривал огромные прямые инвестиции в строительство инфраструктурных объектов ($48,1 миллиарда в транспортную инфраструктуру, а всего $105,3 миллиарда в различные инфраструктурные проекты, $31 миллиард в реконструкцию и строительство зданий для федеральных нужд, $6 миллиардов в проекты, связанные с водной инфраструктурой, $17 миллиардов в виде налоговых льгот для компаний, развивающих возобновляемую энергетику). $54 миллиарда были вложены в школьное образование и $21 миллиард в строительство и улучшение инфраструктуры школ. И так далее, и так далее. Много денег было вложено также в развитие здравоохранения и науки, например.

 Отдельные меры были приняты для спасения автомобильной промышленности (был принят отдельный закон о больших инвестициях в эту отрасль), в 2011 году был разрешен экспорт из США газа, а в 2014 году был отменен действовавший 40 лет запрет на экспорт из США нефти. Тогда же администрация Обамы поддержала строительство новых терминалов для сжижения газа и заливки его в танкеры, чтобы существенно увеличить экспорт.

 Каковы же результаты? Закон начал работать и давать результаты очень быстро. Уже в июле 2009 года в США начался экономический рост, который не прекращается до сих пор. Если в первом квартале 2009 года экономика все еще падала, и ее падение составило 4,4%, то уже в третьем квартале она выросла на 1,5%. В первые полтора года действия закона было создано 2,4 миллиона рабочих мест в частном секторе и 1,7 миллиона рабочих мест были созданы федеральным правительством.

 Безработица, составлявшая 10,5% в середине 2009 года, упала до 4,7% в декабре 2016 года, к окончанию каденции Обамы, продолжила падать и дальше (хотя во времена Трампа уже медленнее) и в январе 2020 года составила 3,6% (официальные данные министерства труда США). С июля 2009 года идет практически монотонное падение безработицы.

 Постоянно растет число создаваемых рабочих мест. Хотя во времена Трампа число вновь созданных рабочих мест уменьшилось по сравнению со временами Обамы. Так, в последние три года деятельности администрации Обамы рабочих мест было создано на 20% больше, чем в первые три года деятельности администрации Трампа.

 Монотонно происходит с июля 2009 года рост ВВП.

 Администрация Обамы приняла страну в разгар Великой Рецессии от администрации Буша-младшего с дефицитом бюджета в $1 триллион 413 миллиардов и с отношением дефицита к ВВП 9,8% (это очень много и, соответственно, очень плохо). В результате того, что экономика заработала, к январю 2017 года, когда президентом стал Трамп, дефицит бюджета за восемь обамовских лет был снижен почти в три (!!!) раза, до $585 миллиардов, а отношение дефицита к ВВП снижено более, чем в три раза, до 3,1%.

 Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман считает, что если бы администрация Обамы и демократы не пошли на уступки ради того, чтобы законопроект ARRA поддержали три республиканских сенатора, и заложили бы в него еще больше инвестиций, положительный эффект был бы еще больше, экономика выросла бы больше, росла бы быстрее, дефицит бюджета уменьшился бы еще больше.

 За три года своей деятельности администрация Трампа увеличила дефицит бюджета почти в 2 раза, до $1 триллиона 92 миллиардов, а отношение дефицита к ВВП увеличилось в 2019 году до 5,1% (чем больше это отношение, тем хуже, тем больше должно залезать правительство в долги).

 Действие закона ARRA было рассчитано на 10 лет. По сути, его действие закончилось. Не все, что предусмотрено в законе, было выполнено (республиканцы, получив в 2015 году большинство в обеих палатах Конгресса, не хотели выделять в бюджете все предусмотренные в ARRA инвестиции, в частности, не было начато строительство скоростных железнодорожных магистралей, но далеко не только это). Администрация Трампа и вовсе отклонилась от этого закона, протолкнув принятие нового налогового закона, просто снизившего налоги для самых богатых американцев и больших корпораций. Обещанные в результате этого нецелевого (то есть не для конкретных отраслей) снижения налогов инвестиции по сути не состоялись – львиная доля не облагаемой налогом прибыли просто осталась в карманах 1% богатых людей, в том числе, просто в виде дивидендов, выплаченных в результате «слепого» снижения корпоративного налога.

 Так что, если вам будут рассказывать о «трамповском экономическом чуде», никакого такого «чуда» нет и не было. А вот то, что было и пока что есть, я очень кратко и схематично попытался здесь описать. А что будет, предсказывать не берусь. Увидим в обозримом будущем.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких.