Путешествие в Украину

Игорь Айзенберг

Итак, я был в Украине. Побывал в родной стране, в Ужгороде, в котором вырос, после трехлетнего перерыва. Читал лекции украинским студентам. Много разных очень светлых чувств в связи с этим. Но мне хотелось бы поделиться прежде всего не чувствами, а впечатлениями. Чувствами я уже поделился в Фейсбуке. Поделиться мне хочется тем, что я увидел сейчас по сравнению с тем, что видел ровно три года назад – в марте 2015 года. Изменений очень много. Изменений не просто к лучшему, а очень глубоких и качественных.

Первое совершенно новое впечатление я испытал, сев во Франкфурте, где делал пересадку на пути из США, в самолет «Люфтганзы», направлявшийся в Киев. Три года назад такой же самолет, выполнявший такой же рейс, был полупустым. На нем в основном возвращались в Украину люди, летевшие из США домой и делавшие во Франкфурте пересадку. Было несколько, видимо, дипломатов из разных западных стран. Сейчас ситуация иная. Самолет не был до отказа заполнен, но свободных мест было очень мало. А летели в нем не только много возвращавшихся домой украинцев, но и ощутимо много иностранцев из разных стран. Судя по разговорам людей друг с другом, летели они и по делам (многие), и просто с целью посетить Украину в качестве туристов. Очевидно, что Украина для западных людей стала интересна. А это не может не радовать.

Следующее очень и очень приятное впечатление у меня было сразу по прибытии в аэропорт «Борисполь». Я увидел совершенно по-европейски работающую украинскую таможню. Не обобщаю, но точно увидел, что в главном аэропорту страны стиль работы таможенников не отличается от стиля их европейских коллег. Три года назад таможенники в Борисполе останавливали по прибытии большинство пассажиров. У меня тогда сложилось впечатление, что ими движет чисто коррупционный интерес. Например, меня в 2015 году остановили, выясняя, какие я везу лекарства, желая, видимо, «поймать» на провозе «психотропного» средства «под видом» какого-нибудь снотворного, проверяя, есть ли у меня рецепты на провозимые лекарства. Дважды разочарованно пересчитали 300 долларов, которые я вез. Аналогичным был подход к другим пассажирам. Было впечатление, что таможенники пытались практически каждого поймать на чем-то, чтобы, вероятно (не могу утверждать), потребовать мзду за провоз чего-то неположенного. НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ БЫЛО СЕЙЧАС. Прилетевшие пассажиры шли через зеленый коридор. Таможенники выборочно останавливали тех немногих, кто вез очень много чемоданов (что логично), но относились со столь же логичным доверием к тем, чей багаж не превышал среднестатистического уровня обычного путешественника. Изменение культуры и стиля работы таможни, во всяком случае в главном аэропорту страны, налицо. Эти стиль и культура совершенно ничем теперь не отличаются от стиля и культуры работы таможенников в странах ЕС.

Мое путешествие продолжилось по железной дороге ночным экспрессом Киев-Ужгород. Я за свою жизнь ездил поездом из Киева в Ужгород и обратно точно не меньше пары сотен раз. Но даже в самых радужных мечтах не мог предположить, что появится поезд, который сможет доехать от Киева до Ужгорода за 12 часов. В советские времена это путешествие занимало 16-17 часов. В начале 90-х для этого требовалось уже 18 часов. В 2015 году я доехал от Киева до Ужгорода за 15 с небольшим часов. И вот сейчас, в 2018 году, это путешествие занимает всего 12 часов. В поезде, составленном из новых, очень удобных, комфортабельных вагонов, произведенных в Украине. Вот такая вот «зрада». Причем, вагонов этих производится все больше. До февраля ночной экспресс Киев-Ужгород ездил через день, поскольку хватало вагонов только на один состав. С февраля он ездит ежедневно, значит, появился и второй. Ужгород соединен ночным экспрессом и с Харьковом. И путешествие практически через всю страну, с запада на восток, занимает 19 часов (в отличие от 26 часов обычным поездом). Да, билеты на ночные экспрессы стоят дороже, чем на традиционные поезда. Но есть за что платить. За скорость и комфорт. За очень высокий уровень сервиса (проводники очень вежливые и свою работу выполняют на «отлично»). То же самое и в других странах. Билеты на скоростные поезда стоят дороже. Это логично. Две поездки на ночном экспрессе доставили мне только удовольствие. И еще хочу отметить одно изменение к лучшему. Три года назад купить онлайн в США билет на поезд Киев-Ужгород было определенной проблемой. Платеж проходил только с …надцатой попытки. Мне тогда даже звонили из Приватбанка и помогали оплатить билет, поскольку никак не получалось. Сейчас вообще никаких проблем. Покупка билета онлайн из США занимает несколько секунд. Без сучка и задоринки. Подумал, что современной молодежи совершенно неведомо, как важно было во времена ссср иметь знакомого железнодорожного кассира. Иначе билетов было не «достать», особенно, если ехать нужно было срочно.

Ужгород меня буквально поразил тем, как он преобразился за три года, прошедшие после моего предыдущего приезда. Я помню город, каким он был в разные времена. В середине 60-х, во времена моего детства, он все еще был европейским, а не советским городом. Прежде всего он был европейским в культурном смысле – чистым, очень аккуратным, повсюду были клумбы, на которых весной, летом и ранней осенью росли красивые цветы, которые, естественно, никто никогда не срывал. Люди красиво одевались и по выходным дням ходили гулять, раскланиваясь друг с другом. Мужчины целовали дамам ручки. В кафе был очень вкусный кофе, настоящий эспрессо, которого, вероятно, больше тогда нигде и не было в бывшем союзе. Были очень вкусные разнообразные пирожные. Большинство людей свободно говорили на нескольких языках, а еще по крайней мере несколько понимали. Да, я это хорошо помню. Потом все изменилось. Советская власть и культура были вещами по сути своей несовместимыми. Открытие в 70-е годы множества заводов-гигантов, приезд в город множества новых людей, работавших на этих заводах, отсутствие в централизованном бюджете денег на поддержание инфраструктуры на должном уровне заметно изменили город к худшему. Культура стала вымываться, сначала это проявлялось в мелочах, но из множества мелочей складывалась уже какая-то другая реальность. И когда в начале 90-х на ужгородских набережных невозможно было найти буквально ни одной целой скамейки, когда все бывшие цветочные клумбы заросли сорняками, все это было очень грустно и говорило о том, что город болен. В 2015 году я приехал в Ужгород после восьмилетнего перерыва. Город имел вид, я бы сказал, недавно еще больного, пытающегося встать на ноги после долгой и тяжелой болезни. Было грустно смотреть на множество неказистых пристроек и будок, буквально заполнивших все улицы в историческом центре города, на давно нуждающиеся в ремонте и реставрации здания, на стенах которых пестрела никак не гармонирующая с ними реклама. Но с другой стороны встречи с людьми, атмосфера вселяли надежду на лучшее.

И вот, март 2018 года. Я снова в Ужгороде. К великой своей радости я увидел, что город меняется к лучшему, причем очень быстро. Перемены, произошедшие за три года, огромны.

Во-первых, поражает размах строительства. Такое ощущение, что за три года построено больше, чем за предыдущие тридцать лет. Строятся жилые дома. Построены целые новые микрорайоны. При этом дома очень красивые, их нельзя даже сравнивать с безликими коробками советских времен.

Совершенно преобразился исторический центр города. Отреставрированы фасады множества зданий, построены и новые здания, при этом очень бережно учтены архитектурные особенности окружающей застройки, и новые здания совершенно не отличимы по стилю от своих соседей, построенных сотню и более лет назад.

С центральных улиц исчезли нелепые, на скорую руку сделанные пристройки и будки. В Ужгороде открылось еще больше кафе, и кажется, что просто нет такого здания, в котором не было бы кафе, где не просто можно выпить, как всегда, вкуснейший кофе и полакомиться, как всегда, удивительной выпечкой, но и получить огромное удовольствие от того, как эти кофе и пирожные подаются, от того, как, прощаясь, официантки обязательно говорят: «Спасибо, приходите, к нам еще». Скажете, что это мелочи? Не соглашусь. Это говорит о том, что в городе, который был 50-60 лет назад очень культурным, возрождается культура. А она именно и состоит из мелочей. И множество таких приятных мелочей обязательно обернется новым качеством жизни.

Наряду со строительством в городе продолжается реконструкция его исторической части. Реконструируются площади Петефи и Кирпы (привокзальная площадь). Когда смотришь на архитектурный макет того, что будет после окончания реконструкции, с нетерпением ждешь этого окончания. Надеюсь, что в следующий приезд смогу искренне порадоваться результату.

На многих ужгородских улицах укладывается очень красивая плитка на тротуарах, а асфальт стал лучшего качества, чем был три года назад. Есть, конечно, и немало улиц, нуждающихся в ремонте проезжей части, но нужно сказать, что таких и в Нью-Йорке, например, немало.

Очень заметно, что в городе стало чисто, даже несмотря на непогоду, и это не может не радовать.

Очень интересно было понаблюдать за новой полицией. Ее везде много. Автомобильные и пешие полицейские патрули очень заметны практически везде и в любое время суток. Этим Ужгород стал похож на Нью-Йорк. А чем больше полиции, чем она заметнее, тем лучше, потому что тем меньше преступность. Опыт Нью-Йорка говорит именно об этом.

Очень понравились мне новые светофоры, показывающие пешеходам, сколько секунд осталось до того, как загорится зеленый свет, и голосом сообщающие, когда переход открывается, а когда закрывается.

А знаете, что меня еще приятно удивило? Только не смейтесь. Это не смешно, просто потому что важно. Туалеты. Вот возьмем главный корпус главного кампуса университета. Я в нем когда-то очень давно сам учился. Потом в нем работал. И туалеты там были, как и повсюду в ссср – «типа сортир». А сейчас – чистота, все блестит. Потому что разруха в головах людей, надеюсь, закончилась навсегда. И запах курева, который еще три года назад был в туалетах постоянным, на этот раз я почувствовал только один раз за две недели.

Меня буквально поразила вечерняя и ночная иллюминация на ужгородских улицах. Как красиво подсвечиваются пешеходный мост и мост Масарика! Как замечательно выглядят фонари, имеющие форму своих старинных газовых собратьев, на центральных улицах! Удивительна и иллюминация на всех улицах в историческом центре города. Ничего подобного еще три года назад не было и близко. Ничего подобного раньше не бывало даже по праздникам.

И самое важное. Важнейшее изменение, произошедшее в Украине за последние три года. Я читал лекции студентам три года назад и читал сейчас. Студенты очень изменились, очень! Нынешние студенты, 18-19-20-летние молодые люди, которые были еще детьми во время Революции Достоинства, — это совершенно другие люди. Меня поразили их целеустремленность, открытость, желание узнавать новое. Мне давно не задавали столько вопросов, сколько задали эти замечательные ребята за две недели, которые я провел с ними. Меня приятно удивило, какими подготовленными они приходили каждый день на лекции. Курс у нас был интенсивный, лекции каждый день и, тем не менее, они успевали готовиться к очередному занятию и задавали множество вопросов. Смотреть в лица этих молодых ребят – это было самое приятное, самое лучшее мое впечатление. Эти светлые лица – будущее Украины. Я уверен, что это будущее будет замечательным. Оно не может быть другим.

Страна меняется. Безусловно, она меняется к лучшему. На примере того, как значительно, просто неузнаваемо изменился всего за три года Ужгород, это видно очень хорошо. И все эти изменения, не будем забывать ни на минуту, происходят в стране воюющей, сражающейся против самой темной силы XXI века.

Конечно, много еще нужно сделать. Не могу не сказать о таком вот заметном, характерном пережитке совка. По-прежнему большинство людей не пользуются ремнями безопасности в автомобилях, вспоминая о них только при пересечении границы. А ведь ремни именно для безопасности водителя и пассажиров, а не для полицейского. Очень бы хотелось, чтобы все это понимали. И это не мелочь. Потому что безопасность каждого отдельного человека – это очень важно, важнее ничего нет.

Я очень рад тому, что увидел. Рад тому, что удалось заключить соглашение о сотрудничестве моего университета с Ужгородским университетом, тому, что смогу в ближайшее время начать руководить научной работой талантливого украинского аспиранта, а значит, внести каплю и своего труда в то, чтобы родная страна продолжала расти, продолжала меняться к лучшему.

Я как-то сказал несколько месяцев назад одному знакомому американцу, что Украина сейчас – одна из самых динамично и быстро развивающихся стран в мире. И я очень рад, что увиденное мной в Украине подтвердило мои слова. Все будет хорошо. Обязательно.

Автор