Обзор дезинформации пропагандистских СМИ – 01.12.2017

Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей European External Action Service – EEAS подготовила еженедельный обзор дезинформации, в котором содержатся примеры прокремлевской пропаганды, распространенной в европейских странах. Скачать обзор дезинформации можно по ссылке.

01 декабря 2017

ТРЕНДЫ НЕДЕЛИ
Альтернативные мир и гармония

На этой неделе мы увидели продолжение тенденции двухнедельной давности: искажение истории советской эпохи. В прошлый раз мы увидели, как российское МИД ошибочно приписало советским солдатам спасение болгарских евреев, а на этой неделе мы увидели еще более креативную историческую выдумку.

Как подробно объясняется здесь, ввод войск Советским Союзом в Чехословакию был описан на официальном телеканале Минобороны России «Звезда»  как способ сохранения мира и гармонии в регионе. На самом деле это было иностранное враждебное вторжение.

Накануне Дня памяти жертв Голодомора в Украине, российское государственное телевидение подвергло тему Голодомора обширному историческому пересмотру. Упоминания о зверствах и трагических событиях используются для целей дезинформации уже не первый раз. Ведущий программы «Время покажет» на Первом канале заявил, что голод был не целенаправленным геноцидом украинского народа, что это якобы «подлое вранье». В еще одном популярном российском телешоу утверждалось, что на самом деле причиной многочисленных смертей в 1932-33 гг. в Украине была эпидемия, которая забрала столько жизней, а не преднамеренная политика сталинской эпохи.

Факт заключается в том, что в стране, некогда называемой житницей Европы, люди внезапно начали массово умирать от голода из-за нехватки пищи, вызванной преднамеренной политикой, цель которой – наказать украинское крестьянство, которое продолжало противостоять советской политике коллективизации. Европейский Парламент принял резолюцию 23 октября 2008 года о признании Голодомора преступлением против человечности, вызванным преднамеренной политикой сталинского СССР. А 28 апреля 2010 года в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы было объявлено, что голод был вызван «жестокими и преднамеренными действиями и политикой советского режима», который несет ответственность за гибель «миллионов невинных людей» в Украине, Беларуси, Казахстане, Молдове и России.

Новые мифы, старая тема

На прошлой неделе прокремлевские дезинформационные СМИ отметили четвертую годовщину начала протестов на Майдане Незалежности в Киеве. В течение как минимум четырех лет Украина была постоянным фронтом и полигоном для многоязычной прокремлевской кампании по дезинформации, направленной на оправдание военного вмешательства России и незаконной аннексии Крыма.

Кладезем дезинформации на этой неделе стал итальянский документальный фильм, в котором утверждалось, что грузинские снайперы открыли огонь по протестующим в феврале 2014 года. Для подробного развенчания мифов, манипуляций и неточностей, на которых построен документальный фильм, прочитайте анализы Myth Detector, StopFake и Insider.

Спутник тоже сообщил “новость” о снайперах на Майдане.

Историю освещали основные российские телеканалы и новостные агентства, а также новостные порталы на английском и грузинском языках. Давайте посмотрим, как дезинформацию подстраивали под различные аудитории.

  • Для англоязычных читателей важно доверие к традиционным европейским СМИ. Статья на веб-сайте об этой истории начинается с того, что «телевизионный документальный фильм был получен от основного СМИ» и «самого популярного телеканала в Италии». Однако в следующем заявлении говорится, что «западные корпоративные СМИ молчат» об этом, но «независимые» распространяют эту информацию.
  • Преподнести сообщения о грузинских снайперах российской аудитории было легче. «Новость» о документальном фильме сопровождалась типичными утверждениями о том, что Украина управляется нацистами, и что российского военного присутствия в Украине нет. Кроме того, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили стал главной мишенью теорий заговоров и дезинформации этой осенью, поэтому сообщения о нем вписывались в общую картину лжи.
  • В Грузии дезинформация в основном была похожа на российскую версию, как отмечает Myth Detector. Одно из СМИ прямо обвинило Саакашвили в стрельбе. Сообщение другого СМИ было еще проще. Оно цитирует пост итальянского журналиста в Facebook, в котором утверждается следующее: «Снайперы признались: огонь по протестующим открыли лидеры оппозиции, поддерживаемые ЕС, а не сторонники президента Януковича». Как обычно, никаких доказательств этого заявления нет.
СВЕЖАЯ АНАЛИТИКА
«Чехословакия должна быть благодарна СССР за 1968 год»

Президент Чехии и другие ведущие чешские политики резко отреагировали на статью телеканала «Звезда», прокомментировав, что это «откровенная ложь», а у автора «полностью промыты мозги».
Подробнее

Цифра недели: 110 миллионов евро

Великобритания планирует выделить 110 миллионов евро на борьбу с дезинформацией в странах Восточного партнерства.
Подробнее

Российское ТВ: Слишком «либеральное» образование и конституция

Теории заговора на российском ТВ.
Подробнее

LAST, BUT NOT LEAST
Раздувание популярности президента РФ за границей

В кремлевской кампании по дезинформации часто преувеличивают уровень популярности президента России за границей.
Подробнее

Источник

 

 

Share
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial