Новости из США

Igor Aizenberg

О главных новостях, которые были в центре внимания ведущих американских СМИ в течение последних нескольких дней.

• Без сомнения главной новостью уходящей недели в США стало сообщение газеты Вашингтон Пост в среду со ссылкой сразу на пять независимых источников, что спецпрокурор Роберт Мюллер расследует возможное препятствование Трампом правосудию в связи с обстоятельствами увольнения президентом Джеймса Коми c должности директора ФБР. Иначе говоря, Президент США находится под следствием.

В четверг главный рупор президента среди СМИ телеканал Fox и оба его пресс-секретаря – Спайсер и Хакаби-Сандерс в течение всего дня уверяли, что это fake news, и президент не находится под следствием.

Однако в пятницу утром президент, как известно, разразился твитом, который начинался словами «Я нахожусь под следствием за то, что уволил директора ФБР». Таким образом, теперь весь мир совершенно точно знает, что действующий Президент Соединенных Штатов Америки находится под следствием за возможное препятствование правосудию, что является в США очень тяжелым преступлением. За совершение этого преступления, опасаясь неизбежного импичмента, подал в отставку с поста президента Ричард Никсон. За совершение этого же преступления был подвергнут Палатой Представителей импичменту (то есть признан виновным в совершении преступления), но не отстранен от должности Сенатом Билл Клинтон.

• Между тем Трамп и все больше людей из его окружения нанимают новых адвокатов в связи с Рашагейтом. Президент обзавелся еще одним личным адвокатом. Им стал Джон Дауд, 76-летний бывший прокурор, в отличие от двух других адвокатов Трампа, Коэна и Касовица, хорошо знакомый как с вашингтонской политической кухней, так и с делами, связанными с администрациями разных президентов. В свою очередь один из многолетних личных адвокатов Трампа Майкл Коэн также обзавелся личным адвокатом. Им стал вашингтонский опытный адвокат Райан. На уходящей неделе нанял личного адвоката для защиты своих интересов в связи с расследованием Рашагейта и вице-президент Майк Пенс. Его адвокатом стал Ричард Куллен, бывший федеральный прокурор Восточного округа штата Вирджиния (Большое Жюри которого, как известно, вовлечено в расследование Рашагейта и выпустило уже целый ряд судебных повесток по делу Флинна).

• Очевидно такая резкая активизация в нанимании адвокатов связана с активизацией расследования по Рашагейту, проводимого спецпрокурором Робертом Мюллером и его следственной группой. Как сообщила в среду газета Нью-Йорк Таймс, следствие собирается сосредоточить серьезные усилия на исследовании финансовых операций вероятных фигурантов дела, в том числе на возможном отмывании российских денег. Состав следственной группы Роберта Мюллера вырос до 13 человек и, как следует из заявления пресс-секретаря Роберта Мюллера, будет продолжать увеличиваться. На уходящей неделе в следственную группу вошла Лиза Пейдж, ведущий специалист по коррупции и отмыванию денег в Восточной Европе, руководившая следствием по делу украинского олигарха Дмитрия Фирташа, по которому он сейчас ожидает в Вене вероятной экстрадиции в США.

• Редактор телеканала CNN Крис Силиза написал в субботу статью, опубликованную на сайте телеканала под названием «Абсолютно худшая неделя для Трампа в Вашингтоне». Статья заслуживает того, чтобы изложить ее содержание максимально полно. Силиза пишет, что что расследование Мюллера расширяется, а не сужается. И отношение Трампа к расследованию становится все хуже и хуже. Между утром четверга и утром пятницы Трамп «выстрелил» серией твитов, которые показывают, что он крайне разочарован своим нынешним положением.
Не ясно, понимает ли Трамп серьезность обстоятельств, с которыми он сейчас сталкивается. Но теперь он находится в ситуации, в которой он не может твитить или говорить то, что ему хочется. Мюллер продолжает нанимать следователей, поскольку следствие расширяется. Возможное увольнение Мюллера, слухи о котором циркулируют в последнее время, было бы политическим самоубийством для Трампа. Проблема для Трампа и республиканцев в Конгрессе заключается в том, что расследование, которое проводит Мюллер, потребует времени. «Облако», на которое Трамп жаловался в течение нескольких месяцев, на этой неделе стало больше и темнее, превращаясь в тучу. И Трамп находится под этой тучей, снаружи и без зонтика.

• В пятницу Трамп прилетел в Майами вместе с вице-президентом и многими деятелями администрации. Как было объявлено заранее, президент отменит все или большинство мер предыдущей администрации, направленные на улучшение отношений с Кубой. Однако на деле в данном мероприятии оказалось много пропаганды и гораздо меньше всего прочего. Дипломатические отношения, восстановленные в прошлом году, сохраняются, посольства будут продолжать работать, и никто не отозвал американского посла. Американские авиакомпании, которые начали в последние два года летать на Кубу, продолжат свои регулярные коммерческие рейсы. Американцы смогут по-прежнему посещать Кубу на тех же основаниях, на каких посещали ее в последние полтора-два года, для того, чтобы навещать родственников и в составе делегаций. Регулярный туризм на Кубу оставался запрещенным со времени установления эмбарго в 1961 году. Указ, показательно подписанный Трампом в присутствии и под аплодисменты специально отобранных кубинских эмигрантов с ультраправыми взглядами, запрещает американскому бизнесу и гражданам США любые инвестиции во что-либо, связанное с кубинской армией и силами безопасности, а также любой бизнес с какими-либо кубинскими предприятиями, связанными с армией и силами безопасности и перечисляет множество ограничений и запретов на связи с Кубой, которые действуют с 1961 года и не отменялись Администрацией Обамы. Например, характерным является один из пунктов указа Трампа: «обеспечить выполнение безусловного запрета на американский туризм на Кубу».

Таким образом, мероприятие, организованное Белым Домом, носило скорее пропагандистский характер. Кто может реально пострадать, так это конкуренты Трампа по бизнесу – американские гостиничные компании, которые имели планы строительства гостиниц на Кубе. Дело в том, что для этого им неизбежно нужно иметь дело с кубинскими учреждениями, контролируемыми армией и силами безопасности. А вот это запрещено указом Трампа. Однако в любом случае продолжающееся эмбарго, как и ограничения, введенные Трампом на проникновение на Кубу американского бизнеса, могут привести только к тому, что другие страны и их компании могут занять на медленно, но меняющейся Кубе, ниши, которые могли бы быть заполнены американским бизнесом.

• Напомню, что на уходящей неделе Сенат Конгресса США 97-ю голосами против 2-х (один сенатор отсутствовал) принял Дополнение S.Amdt.232 к закону S.722 (Акт о дестабилизирующей деятельности Ирана 2017 года), налагающее санкции на Россию “за поддержку и финансирование терроризма”. Против голосовали только два республиканца Майк Ли из Юты и Рэнд Пол из Кентуки, известные своим ультраконсерватизмом (они недавно голосовали и против ратификации договора о принятии Черногории в НАТО).

Принятый закон устанавливает, что все ранее введенные указами президента (Обамы) санкции (все санкционные указы перечисляются – все до одного) становятся законом и не могут быть отменены без согласия Конгресса (обеих палат). Закон также устанавливает новые санкции против российской нефтегазовой отрасли и ужесточает условия получения краткосрочных кредитов (с 30 дней срок кредитования сокращается до 14 дней). Я писал уже об этом отдельно.

Многие, однако, решили, что решение Сената означает, что все указанные меры уже действуют. Это не так. Нужно это понимать. Обе палаты американского Конгресса обладают в равной степени правом законодательной инициативы. И законы рассматриваются в них отдельно. Важнейший нюанс состоит в том, что закон считается принятым, если и Сенат, и Палата Представителей проголосовали за совершенно идентичный текст закона. В данном случае Палата Представителей закон, устанавливающий санкции, пока что не рассматривала вообще. После того, что любая из палат принимает закон, он поступает в другую палату автоматически. Теперь нужно, чтобы закон был во-первых включен в повестку дня Палаты Представителей и рассмотрен там. Палата Представителей может принять свою версию закона или вообще принять очень отличающийся от сенатской версии вариант (это касается любого закона, не только этого). Тогда создается согласительная комиссия из представителей двух палат, которая должна выработать согласованный текст, который затем вновь ставится на голосование в обеих палатах. Закон поступает на подпись к президенту только если обе палаты приняли идентичный текст.

Зачем я об этом так подробно пишу? Просто потому, что, например, в сентябре 2016 года Палата Представителей единогласно (!) приняла Закон о поддержке Украины (Stand for Ukraine Act), согласно которому, в частности, все санкции, введенные в разное время указами Обамы становились законом и не могли быть отменены без согласия Конгресса. В законе было также очень много нужных и важных для Украины вещей, например, создание инвестиционного пула для Украины во главе с США. Закон поступил в Сенат. И… не был даже включен в повестку для Сената. Потому что лидер республиканского большинства Макконнелл не хотел раздражать только что избранного президента ужесточением санкций против России. Закон просто пропал. Поскольку полномочия Конгресса 114-го созыва истекли в полдень 3 января, и все законы, которые не успели принять, автоматически были сняты с рассмотрения. Этот закон, кстати, в феврале 2017 года был наново внесен в Палату Представителей, но пока не рассматривался.

• На прошедшей неделе была офисом правительственной этики была опубликована финансовая декларация президента за 2016 год. Это совсем не то же самое, что налоговая декларация, поскольку только по налоговой декларации можно проследить реальные доходы с точностью до цента и расходы, также с точностью до цента, все долговые обязательства и точное состояние счетов в иностранных банках. К тому же, по налоговым декларациям за несколько лет можно проследить динамику изменения состояния активов. Все свои налоговые декларации после 2005 года президент тщательно скрывает. А финансовая декларация госслужащего представлена им впервые, так как госслужащим он стал только в этом году. Но и в этой верхней точке верхушки айсберга можно найти интересные вещи. Например, комплекс Mar-a-Lago во Флориде принес президенту в 2016 году доход более $37 миллионов, гольф-клуб в Potomac Falls в Вирджинии – более $ 17 миллионов. И так далее.

Самое интересное вот где. У президента в 2016 году были долги в $315 миллионов, из них $130 миллионов он должен Deutsche Bank, одному из любимых банков отмывальщиков российских денег.

• В прошедший понедельник в Вашингтоне прошло еще одно странное пропагандистское мероприятие – заседание Администрации, то есть правительства, которое транслировали по телевидению. Такие заседания, если проходят, то обычно за закрытыми дверями, транслируется максимум выступление президента или его вступительное слово. На этот раз все заседание свелось по сути к тому, что каждый министр вставал и говорил о том, как он счастлив работать под руководством такого выдающегося президента и претворять в жизнь его фантастическую программу. Соглашусь со многими друзьями, что это не могло не вызвать в памяти картинки с торжественных собраний, на которых вожди рангом пониже пели панегирики товарищу Брежневу. Мероприятие, короче говоря, ничего, кроме очень неприятных ощущений, вызвать не могло.

• Федеральная прокуратура предъявила 12 сотрудникам службы безопасности турецкого президента Эрдогана обвинения в жестоком избиении мирных демонстрантов возле турецкого посольства в Вашингтоне во время недавнего визита Эрдогана. Вероятность того, что Турция выдаст этих головорезов для суда равна, конечно, нулю, но любой из них, если приедет в США, будет немедленно арестован, или немедленно выслан из страны при наличии дипломатического статуса (двух охранников Эрдогана вашингтонская полиция задержала еще по горячим следам, но вынуждена была отпустить из-за наличия у них дипломатических паспортов, после чего оба отправились домой).

• Сегодня, 17 июня, интересная годовщина. 17 июня 1972 года, ровно 45 лет назад, охранник комплекса Уотергейт в Вашингтоне обнаружил взломанный замок и следы проникновения в здание, в котором находилась штаб-квартира Демократической партии и, решив, что в здание проникли грабители, вызвал полицию. Это стало началом Уотергейтского скандала, закончившегося 8 августа 1974 года заявлением Никсона об отставке. События тогда раскручивались медленно. В ноябре 1972 года Никсон еще с триумфом выиграл выборы и затем начал второй срок своего президентства. Но шаг за шагом его второе президентство превратилось в кошмар для него. Много аналогий сейчас строится с тем, что происходило тогда. Я бы выделил главную. И тогда, и сейчас в Америке было и есть много патриотов своей страны, которые не позволили ей тогда и, надеюсь, не позволят сейчас скатиться в бездну беззакония. Один из героев расследования Уотергейта, кстати, стал известен только совсем недавно, в 2005 году. Это Марк Фелт, тогда заместитель директора ФБР, который, видя, как Белый Дом хочет скрыть истину, замять следы и помешать следствию, стал «сливать» материалы журналистам газеты Вашингтон Пост Бобу Вудварду и Карлу Бернстайну, которые своими статьями заставили действовать в первую очередь Конгресс, придали новый импульс расследованию, проводившемуся ФБР, но подали пример и другим своим коллегам, подключившимся к журналистскому расследованию.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Следующий дайджест – через неделю.

Автор