О выборах во Франции и взаимозависимом мире

Анна Оскомина

Меня искренне удивляют люди, которые говорят “Меня не касаются выборы во Франции”. Неужели до сих пор кому-то не очевидно, насколько близким, взаимоувязанным и созависимым стал мир всего за последние 3 года, а ведь это – всего одно мгновение для истории?

Неужели вы до сих пор не видите цельной картины, а воспринимаете действительность фрагментами?

Есть Евросоюз, санкции которого – единственно по-настоящему мощное оружие против России. И буквально недавно он потерял одного из самых сильных своих членов – Британию. Если во Франции придет ко власти Ле Пен, явный противник ЕС и не просто симпатик, а выкормыш Путина, как вы думаете, долго ли ЕС просуществует? А санкции ЕС против России долго ли просуществуют после развала Евросоюза? Долго ли просуществуем мы, если с России будут сняты санкции и ей дадут карт-бланш на решение “украинского вопроса”?

Или вы надеетесь, что за нас заступится Трамп, которого всерьез подозревают в связях с окружением Путина и который не вылазит из эпицентра связанных с Кремлем скандалов и расследований?

Или вы надеетесь, что если России развяжут руки, то она не посмеет поступить с крупными городами Украины как с Грозным и пригородами Тбилиси?

Мир незримо, но неотвратимо становится единым организмом. Независимо от того, какой именно орган отравлен, токсин распространится по всему организму. Теракты происходят как в странах третьего мира, так и в самом сердце цивилизованной Европы. Не пытаясь хотя бы понять, насколько события в одном конце мира могут отразиться на жизни такой уязвимой страны в настоящий момент, как Украина, вы совершаете, как минимум, серьезную ошибку. Тем более, что Франция отнюдь не далека, всего 2-3 часа полета от Киева.

Не убедила? Окей, вот вам виртуальный сценарий. В мае у нас Евровидение, а во Франции – второй тур выборов между Макроном (центристом) и Ле Пен (радикальной националисткой). В Украину съедется огромное количество народу из Европы, в том числе, из Франции. Представьте себе, что “небратьям” удастся совершить теракт, и среди жертв будут французы. Кому, как вы думаете, это гипотетическое (которого, тем не менее, очень стоит опасаться) событие добавит очков?

Мир стал очень пологим. Ещё пару десятилетий, и он станет плоским, как автобан.

Так уж вышло исторически, что именно украинский Майдан проявил монстра. Проявил, не разбудил, так как монстр не спал, просто тихарился и копил силы.

Большой ошибкой будет монстра недооценивать. Это спрут, накопивший огромные средства и распустивший свои щупальца, как метастазы, по всей планете. И у прогрессивных сил мира за три года не хватило ни ресурсов, ни энергии, ни даже воли отрубить спруту голову, потому удается рубить ему по щупальцу, обескровливая постепенно. Дело в том, что прогрессивные силы – это не такие себе “хорошие люди” против “плохих” ретроградов. Тектонический разлом проходит по мировоззрению каждого из нас. По мне тоже. Например, во мне очень сильна ксенофобия (ну, “Everyone’s a little bit racist. Sometimes.”(c)), которую я укрощаю осознанно, но я с ней не справилась полностью. Например, я бы не осталась равнодушной, если бы в Украину хлынул поток беженцев с Ближнего Востока. Меня бы это осязаемо раздражало.

И такие “точки преломления” есть в каждом. Нам все время придется взвешивать, чего в нас больше. И простых решений не будет. Любая точка преломления часто будет порождать активные общественные дискуссии. И решения часто будут компромиссными.

Каждый пост имеет значение, потому что он участвует в формировании общественного мнения. Общественная дискуссия – это тоже часть прогресса. Пристальное общественное внимание, желание быть в теме и участвовать в выработке решений – это единственная гарантия того, что у Мордора и продвигаемой им политики ничего не выйдет.

Явка во Франции вчера составила 78%. Это очень важный показатель того, что гражданам становится не всё равно, они готовы мобилизоваться, чтоб уберечь свою страну от ошибки. И проигрыш Ле Пен, если он случится (есть все основания на это надеяться), это еще одно отрубленное кремлевское щупальце. Не считайте это мелочью, не достойной вашего внимания. Я не прошу вас тратить время и эмоции, вникая или переживая за чужие выборы. Просто не считайте это событием, которое нас не касается.

Правда в том, что Украина всё еще уязвима. И для нас всё имеет значение: и реакция Запада, которая позволила нам выиграть время для создания и прокачки сильной армии; и санкции; и цены на нефть, которые подрубили экономическую мощь спрута; и победы и поражения прогрессивных сил во всем мире.

Не только Украина должна одержать свою победу. Должен победить прогресс в каждом отдельном человеке. А для этого каждому следует поверить: кое-что зависит и лично от него.

Я уверена, что мы доживем до того момента, когда какая-то соломинка станет для спрута последней. Никто из нас не знает, когда и как, наше дело – приближать этот момент. А гадать бесполезно: бог не любит следовать сценариям фанклуба.

Автор